2012 ДИЗАЙН-ПУНКТ/ #2-3 (62-63) 2012
в продаже
 
2011 Как построить сильный бренд/ #1-2 (57-58)
в продаже
2010 Как победить в конкурсе/ #4 (56)
в продаже
Европейский дизайн/ #3 (55)
в продаже
Арт-объектный дизайн/ #2 (54)
в продаже
Мои университеты, школы, стажировки/ #1 (53)
в продаже
2009 Цвет в дизайне/ #4 (52)
в продаже
Латиномериканский дизайн/ #3 (51)
в продаже
Многостраничный дизайн. Часть 2/ #2 (50)
Многостраничный дизайн. Часть 1/ #1 (49)
2008 Шрифтовой дизайн/ #4 (48)
в продаже
Клубная и музыкальная графика/ #3 (47)
в продаже
Фирменные стили/ #1-2 (45-46)
2007 Навигационный дизайн/ #4 (44)
в продаже
Голландский дизайн. Часть вторая — Нидерланды/ #3 (43)
в продаже
Голландский дизайн. Часть первая — Амстердам/ #2 (42)
в продаже
Приручение клиента: Creative Gift/ #4-1 (40-41)
в продаже
2006 Книжный дизайн. Том 2/ #3 (39)
Книжный дизайн. Том 1/ #2 (38)
Юбилейный номер/ #1 (37)
2005 Английский дизайн. Часть 2/ #4 (36)
Английский дизайн. Часть 1/ #3 (35)
Газетный дизайн/ #2 (34)
Иранский дизайн/ #1 (33)
2004 Хорватский дизайн/ #6 (32)
в продаже
Золотая пчела/ #4-5 (30-31)
в продаже
Индийский/ #3 (29) в продаже
Антиглобализм/ #1-2 (27-28)
в продаже
2003 Академики графического дизайна. Part 2/ #4 (26)
Академики графического дизайна. Part 1/ #3 (25)
Тотальный брендинг/ #1-2 (23-24)
в продаже
2002 Номер про буквы/ #4 (22)
Французский дизайн/ #3 (21)
Искусство иллюстрации/ #2 (20)
Создай свою дизайн-студию/ #1 (19)
2001 Американский дизайн/ #4 (18)
Студенческий/ #3 (17)
в продаже PDF-версия
Швейцарский дизайн/ #2 (16)
в продаже PDF-версия
Искусство упаковки/ #1 (15)
в продаже PDF-версия
2000 Экстремальный номер/ #3-4 (13-14)
в продаже PDF-версия
Японский/ #1-2 (11-12)
в продаже PDF-версия
1999 Русский робот/ #3-4  (9-10)
в продаже PDF-версия
Многостраничные периодические издания/ #2 (8)
Ангельский номерок/ #1 (7)
в продаже PDF-версия
1998 Фестивальный/ #4 (6)
в продаже PDF-версия
Эротика в рекламе/ #2-3 (4-5)
в продаже PDF-версия
Kиноплакаты русского авангарда/ #1 (3)
в продаже PDF-версия
1997 Art beat in Moscow/ #2 (2)
в продаже PDF-версия
Самый первый/ #1 (1)
в продаже PDF-версия
БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН
РЕДАКЦИОННЫЙ МАГАЗИН
МАГАЗИНЫ МОСКВЫ
ГОРОДА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ
ДОРОГАЯ РЕДАКЦИЯ
РАССКАЖИТЕ ПРО КАДИРА
В смысле – про креативного директора дискуссия 8
#4 (6) 1998 Фестивальный

Обложка* — лицо времени

* — речь идет о внешнем оформлении книги вообще, для простоты обложками называются также суперобложки и переплеты.


Смена вех в XX веке
Столетие в жизни российских обложек отчетливо демонстрирует постоянное преображение их лиц. В начале века они отражали три художественных направления: добросовестное ремесленничество и псевдорусский образ, привносимые будто бы для доступности восприятию мещан и «простолюдинов»; стиль модерн в упрощенных и адаптированных на российской почве формах и тонко выстроенную эстетическую платформу в книжном искусстве художников круга «Мира искусства».

10-е годы
В десятых годах вспыхнули эпатажным огнем футуристические обложки. Поэзия, живопись, графический дизайн преобразились до неузнаваемости. Цель авангардного движения—дать «пощечину общественному вкусу». Новая эстетика особенно активно проявила себя в книжном искусстве.

Мирискусники продолжали свой путь.

20-е годы
Двадцатые годы исследователь графики Э.Голлербах назвал «обложечными». Творчество книжных художников было ограничено только внешним оформлением в силу упадка полиграфической базы в послевоенное время. Но это обстоятельство сыграло положительную роль: обложка обрела мощную энергию притяжения и невиданную силу выразительности.

Книга стала более демократичной. Успешно соседствовали декоративность, графичность и живописность, мирискуснический и футуристический языки.

В середине 20-х гг. в композиции обложек вошли проекты конструктивистского стиля. Это направление стало распространяться на многие типы изданий, у него появились последователи. В Москве мощно развивалась школа В.Фаворского, которая привлекла свой круг сторонников и продемонстировала поразительную жизнеспособность. Петербург, благодаря артистичности М.Добужинского, В.Лебедева, А.Пахомова и других мастеров, заложил свою традицию детской книги. Открылось издательство «Aсademia», взявшее курс на классическое оформление книг и изысканность графического языка.

30-е годы
Тридцатые годы развивали конструктивистский стиль, который, правда, не всегда вязался с содержанием и образностью новых книг и идеологией их авторов. Ярко выступили в оформлении политической и художественной книги нижегородский мастер Н.Ильин и московский художник С.Телингатер.

В то время как конструктивисты стояли на позициях либерализма, режим страны начало борьбу против авангарда.

Особняком в художественном оформлении книг по-прежнему стоит издательство «Academia»—оплот классических традиций. Но дни его сочтены: в 1937 г. издательство закрылось.

Успешно продолжается творческая работа московских и ленинградских художников над детской книгой.

40-е годы
Сороковые годы—роковые. В первой половине наблюдается резкое сокращение издательской деятельности. Акцентируется роль пропагандистской литературы, создаются малообъемные многотиражные издания.

Из художественной литературы издается только классика.

Вторая половина сороковых—культ личности Сталина достигает апогея. Миллионными тиражами выпускаются его «Краткая биография» и «Сочинения».

В дизайне обложек царит помпезность, в композициях преобладают классические формы, изящные рукописные шрифты. В оформлении агитпроповской литературы кочуют из одного издания в другое монументальные картуши, Спасская башня, лавровые и дубовые венки.

Большую часть роскошно оформленных изданий печатают в Германии на хорошей бумаге и с отличной полиграфией. Как мне помнится, это делалось на условиях репараций.

50-е годы
Поколения молодых художников, пришедших с фронта и хлебнувших горя военных лет в школах, начали преображать книжное искусство. Время «оттепели» вселило надежды и открыло пути к свободе в творчестве. Возник стиль острой и сильной пластики, мощных обобщений.

Вторая половина 50-х характерна бурным развитием нового стиля. Его фавориты—А.Васин, Б.Басов, М.Клячко, Б.Маркевич, Ю.Красный, Ф.Збарский, В.Носков и др. Это они стояли у истоков славного движения «шестидесятников». Им, к сожалению, не отдано должного.

Не забыто мастерство В.Фаворского.

Детская книга живет своей жизнью; традиции, заложенные ленинградской школой во главе с В.Лебедевым, торжествуют в Ленинграде и Москве.

60-е годы
К середине шестидесятых в книжном дизайне возникло новое движение. Оно не отрицало, а развивало ранее сложившуюся ситуацию. При яростном сопротивлении художников старших возрастов молодые внедряли модульную систему проектирования сложно-структурных изданий.

Не вышла из моды гравюра на дереве. Она становилась в ряд с экспрессивным рисунком.

Попытка использоватьть в нашей книге методы швейцарской школы неожиданно дала замечательные плоды. М.Аникст, М.Жуков, А.Троянкер и другие молодые дизайнеры положили начало новой традиции в отечественном искусстве книги.

70-е годы
В эту пору во внешнем оформлении вступили в соревнование рисованные и наборные шрифты. Зарубежный шрифт Таймс оказался и современным, и универсальным. А еще примечательным стало расширение текстовой информации на самой обложке.

Книги по искусству заняли первое место в деле обновления стиля.

Идеологические противоречия в жизни советского общества достигают апогея. Условия жизни ухудшаются под аккомпанемент оптимистических партийных лозунгов.

Но графический дизайн становится в позу нейтралитета. Главной задачей оформителя провозглашается полное раскрытие содержания книги. Ниша оказывается весьма удобной для свободы творческого поиска и ухода от натиска ортодоксов «социалистического реализма».

А вот частность: слава Богу, рухнули запреты на печатание икон и фресок, отменено умолчание религиозных учреждений и обрядов. Открылась возможность говорить и показывать самое заветное и богатое в русском искусстве.

80-е годы
Эти годы характерны уверенностью мастеров всех поколений в своей профессиональной правоте, сосуществованием традиционных и новаторских методик и образных решений. Сохранялось уважительное отношение к индивидуальному языку художника. Появились интересные обложки книг различных функциональных и жанровых видов.

С середины 80-х происходило утверждение многостилья. Все вело к новой волне эклектики, подобной прежней, модернистской. В 90-х—это стало нормой.

90-е годы
Это десятилетие стало переломным в политической, социальной, экономической жизни страны. Заметно ощутимый прорыв произошел в свободе слова и печати. Вместе с плюсами ворвались и минусы, явные издержки. Это революционное время совпало с внедрением в полиграфическое производство и мышление дизайнеров мощнейшей электронной техники и технологии. Доступность инструментов и некоторые штампы, которые диктует новая технология, потеснили профессионализм ремесленничеством. Открытие границ и поток информации о последних течениях в мировом графическом дизайне вернули нашу визуальную культуру в семью цивилизованных народов.

«NISSAN JUKE. ПОКАЖИ ХАРАКТЕР!»

Творческий конкурс на разработку графического образа имиджевого персонажа для автомобиля Nissan Juke