ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ДАТА

Юрию Яковлевичу Герчуку – 85
Дискуссия | 3
От 20  октября  2011

ГЛАЗАМИ ДИЗАЙНЕРА

Итоги конкурса
Дискуссия | 23
От 28  января  2011

НОВОГОДНИЙ ШОРТ-ЛИСТ

Шестой конкурс «Лучшие работы года» по версии интернет-колонки «Серов» выходит в финальную стадию
Дискуссия | 176
От 11  января  2011

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА 2010-й

Итоги года в картинках и ссылках
Дискуссия | 51
От 21  декабря  2010

МЕКСИКАНСКИЙ СЕРИАЛ

Москва - Мехико, Пуэбла
Дискуссия | 2
От 15  ноября  2010

НАКАНУНЕ

25 августа открывается «Золотая пчела 9»
Дискуссия | 2
От 20  августа  2010

ОЛЕ, ОЛЕ-ОЛЕ-ОЛЕГ

Экологический возраст
Дискуссия | 5
От 18  августа  2010

ПРИСУТСТВИЕ ТАГИРА

Тагиру Сафаеву - сегодня 60
Дискуссия | 15
От 27  июля  2010

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Копейке – полтинник
Дискуссия | 7
От 08  июня  2010

ШЕЛЮТТО – ЭТО КРУТО

Мастер, талантливый во всем
Дискуссия | 18
От 03  марта  2010

ИТОГИ ВЫБОРОВ

Лауреаты конкурса «Лучшая работа 2009 года»
Дискуссия | 9
От 21  января  2010

МОЛОДОЙ И СИЛЬНЫЙ

Б.В.Трофимову – 70!
Дискуссия | 40
От 14  января  2010

ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

Шорт-лист 2009
Дискуссия | 164
От 11  января  2010

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

Личный взгляд на 2009-й
Дискуссия | 16
От 19  декабря  2009

ВЕК ВСЕОБЩЕЙ ПИКТОГРАМОТНОСТИ

От швейцарского банка до китайского рынка
Дискуссия | 4
От 30  июня  2009

ТАЛАНТ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ

Юбилей золотой пчёлки
Дискуссия | 16
От 02  июня  2009

ВЛАДИМИРУ ЕФИМОВУ - 60!

Гуру шрифтового дизайна
Дискуссия | 18
От 13  мая  2009

ВЫСОКАЯ ШИРОТА

Дизайн за Полярным кругом
Дискуссия | 2
От 27  апреля  2009

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

Итак, она звалась…
Дискуссия | 18
От 23  марта  2009

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЛЕСНЯК

Поздравляем харьковского мэтра
Дискуссия | 11
От 02  марта  2009

НАШИ ЛАУРЕАТЫ

Объективные итоги субъективного конкурса
Дискуссия | 16
От 30  января  2009

АБСОЛЮТЫ ХХ ВЕКА

История графического дизайна в именах и бутылках
Дискуссия | 8
От 22  января  2009

МОЙ ШОРТ-ЛИСТ

Лучшие работы года
Дискуссия | 123
От 29  декабря  2008

КАК ЖЕ ВРЕМЯ ЛЕТИТ!

Итоги года в картинках и ссылках
Дискуссия | 14
От 16  декабря  2008

АБСОЛЮТ АНИКСТ

Из России с любовью
Дискуссия | 17
От 24  ноября  2008

ЮЛИЮ ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВУ – 70!

Юбилей Академика
Дискуссия | 11
От 29  октября  2008

ОНА УЛЕТЕЛА

Воспоминания и размышления студентов ВАШГД о «Золотой пчеле 8»
Дискуссия | 10
От 28  октября  2008

«ЗОЛОТАЯ ПЧЕЛА 8»

Хроники биеннале
Дискуссия | 22
От 03  сентября  2008

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

В ожидании переживаний
Дискуссия | 7
От 25  августа  2008

МАССИМО

Дизайн един
Дискуссия | 4
От 14  августа  2008

НАЧАЛО НАЧАЛ

Продолжение следует
Дискуссия | 5
От 11  августа  2008

МАРТИН

Молодой да ранний
Дискуссия | 9
От 01  августа  2008

ИРМА

Гром среди ясного неба
Дискуссия | 11
От 11  июля  2008

ЛЕОНАРДО

Он итальянец, и это многое объясняет
Дискуссия | 11
От 02  июня  2008

ДАН

Навстречу «Золотой пчеле»
Дискуссия | 5
От 21  мая  2008

НОВОСТИ ДНЯ

«Золотая пчела 8» и «Польская школа плаката» теперь по-русски
Дискуссия | 18
От 04  марта  2008

СВОЙ СРЕДИ СВОИХ

Итоги гамбургского счета
Дискуссия | 17
От 28  января  2008

ШОРТ-ЛИСТ 2007

25 лучших из лучших работ года
Дискуссия | 143
От 09  января  2008

ТРАДИЦИОННЫЙ СБОР

Годовой отчет в картинках и ссылках
Дискуссия | 14
От 18  декабря  2007

ALMA MATER

О моих университетах, моем учителе и ученике
Дискуссия | 7
От 05  декабря  2007

ВИНОГРАФИЯ

Каллиграфия для гурманов
Дискуссия | 26
От 19  октября  2007

КОЛОНКА ТРОЯНКЕРА

Семьдесят славных лет
Дискуссия | 12
От 24  августа  2007

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ

Метод расширенного смотрения на первоисточники
Дискуссия | 5
От 01  августа  2007

ЛЕТНЯЯ СТРАДА

Пора заслуженного отдыха
Дискуссия | 10
От 12  июля  2007

МУЗЫКА ДИЗАЙНА

Квадрат и круг и дырочка в правом боку
Дискуссия | 8
От 05  июля  2007

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Дизайнерские моды летнего сезона
Дискуссия | 5
От 28  июня  2007

ДИЗАЙН ПО…

Такие разные парадигмы
Дискуссия | 10
От 21  июня  2007

НЕЗАМЕНИМЫЙ

Знаковая фигура русского дизайна
Дискуссия | 5
От 14  июня  2007

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТИЗМА

Эх, сколько выпито…
Будет вспомнить о чём
Дискуссия | 28
От 07  июня  2007

ДИЗАЙН И РЕКЛАМА

Самый широкоформатный, ужасный и прекрасный экран современности
Дискуссия | 23
От 29  мая  2007

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ

Экодизайн виртуальной среды
Дискуссия | 12
От 24  мая  2007

СЕМИОТИКА ВИРТУАЛЬНОСТИ

Знаки и стили постмодернистской парадигмы
Дискуссия | 37
От 17  мая  2007

ПАРАДИГМА ГУРОВИЧА

Гурон нашего времени. Послание дизайнера, послания дизайнеру
Дискуссия | 17
От 10  мая  2007

ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ

Чаянные и нечаянные радости
Дискуссия | 28
От 03  мая  2007

ВОЙНА И МИР

Харьковский профессор об иерусалимских трафаретах
Дискуссия | 4
От 19  апреля  2007

НАДЕЖДА

Духовный смысл дизайна
Дискуссия | 11
От 12  апреля  2007

РЕАЛИЗАТОР ИДЕАЛЬНОГО

Юбилей делателя визуальной культуры
Дискуссия | 2
От 05  апреля  2007

КОНТЕКСТ ГИПЕРТЕКСТА

Полоса препятствий
Дискуссия | 3
От 29  марта  2007

НЕЛИНЕЙНАЯ ТИПОГРАФИКА

Слово и строка в виртуальной среде
Дискуссия | 2
От 21  марта  2007

ИНФОСТЕТИКА ДИДЖИПОПА

Слова и дела постиндустриального дизайнера
Дискуссия | 16
От 15  марта  2007

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Мужское и женское в эпоху постмодернизма
Дискуссия | 15
От 07  марта  2007

КАРТИНКА И ТЕКСТ

Исторические трансформации типов информации
Дискуссия | 6
От 01  марта  2007

МИР КАК ШРИФТ

Шрифты — это круто
Дискуссия | 6
От 22  февраля  2007

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Пространство и время новой парадигмы
Дискуссия | 18
От 15  февраля  2007

МАСТЕР

Память сердца
Дискуссия | 7
От 08  февраля  2007

ПОСЛЕДНИЕ РУССКИЕ БУКВЫ

Совсем другая история
Дискуссия | 14
От 01  февраля  2007

РАЗЛУКИ И ВСТРЕЧИ

Январские хроники
Дискуссия | 10
От 25  января  2007

ГЕРОИ ГОДА

Итоги референдума
Дискуссия | 31
От 18  января  2007

НАША «РЕКЛАМА»

Страницы (и обложки) недавней истории
Дискуссия | 18
От 11  января  2007

РАДУЙТЕСЬ!

Откровенно о сокровенном
Дискуссия | 11
От 04  января  2007

ШОРТ-ЛИСТ 2006

Двадцать пять лучших работ 2006 года
Дискуссия | 134
От 27  декабря  2006

ЕЩЕ ОДИН ГОД

2006-й в картинках и ссылках.
Дискуссия | 11
От 21  декабря  2006

НА НОВОЙ ВОЛНЕ

Вехи становления постмодернистской парадигмы
Дискуссия | 8
От 14  декабря  2006

СВЕТ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Концепция изменилась
Дискуссия | 10
От 07  декабря  2006

ДИЗАЙН ПО-ПОЛЬСКИ

О национальных парадигмах графического дизайна
Дискуссия | 22
От 01  декабря  2006

ЗИМНИЕ СКАЗКИ

Чем можно заняться рождественскими каникулами
Дискуссия | 16
От 23  ноября  2006

СОВЕТСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

О диссидентах, агентах мирового сионизма и апологетах буржуазной эстетики
Дискуссия | 15
От 16  ноября  2006

ШКОЛА МОДЕРНИЗМА

От сложному к простому и обратно
Дискуссия | 11
От 09  ноября  2006

АЙ ЛАВ НЬЮ-ЙОРК

Взгляд на модернизм снизу вверх
Дискуссия | 6
От 02  ноября  2006

СЕТКА

Модуль есть — ума не надо?
Дискуссия | 20
От 26  октября  2006

ШВЕЙЦАРСКИЙ АБЗАЦ

Знак хорошего вкуса и традиций пример
Дискуссия | 13
От 19  октября  2006

ЗНАМЯ МОДЕРНИЗМА

Правильный строй правильных строк
Дискуссия | 10
От 12  октября  2006

СОЛНЕЧНЫЙ ФЛЕТЧЕР

Скоропостижные воспоминания о великом дизайнере
Дискуссия | 3
От 05  октября  2006

НАШИ ПАПАРАЦЦИ

Картинки с выставки-3
Дискуссия | 7
От 28  сентября  2006

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Картинки с выставки-2
Дискуссия | 2
От 21  сентября  2006

ЭТИ ДНИ

Картинки с выставки
Дискуссия | 11
От 14  сентября  2006

ЭТИ ДНИ

Картинки с выставки
От 13  сентября  2006

СВЕРШИЛОСЬ

Хорошие и плохие новости в одном флаконе
Дискуссия | 13
От 07  сентября  2006

ВСТРЕЧАЙТЕ!

Посадочная полоса «Золотой пчелы»
Дискуссия | 11
От 31  августа  2006

ДИЗАЙНЕРЫ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ

Ты записался волонтёром?
Дискуссия | 6
От 24  августа  2006

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛЁТОВ

Дальнейшая программа «Золотой пчелы 7»
Дискуссия | 8
От 17  августа  2006

НАЧАЛО

Первые дни «Золотой пчелы 7»
Дискуссия | 9
От 10  августа  2006

ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО

Три источника наслаждения, три составные части биеннале «Золотая пчела 7»
Дискуссия | 19
От 03  августа  2006

ПЧЕЛА НА ПОДЛЁТЕ

Будни профессионального праздника
Дискуссия | 12
От 27  июля  2006

КАРСОН ВЕРНЕТСЯ

Только раз бывает в жизни встреча?
Дискуссия | 14
От 20  июля  2006

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

Новый набор в ВАШГД
Дискуссия | 32
От 13  июля  2006

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

О дизайнере, который перевернул мир
Дискуссия | 13
От 06  июля  2006

ШКОЛА ХЕРСОНЕСА

О глубинных истоках и природных ресурсах графического дизайна
Дискуссия | 23
От 29  июня  2006

ТИПОЛОГИЯ И ЛОГОТИПИЯ

Слова как знаки, знаки как слова
Дискуссия | 4
От 22  июня  2006

ГРОТЕСКОВЫЙ ЛЕС

Шрифтовое пространство двадцатого века
Дискуссия | 15
От 15  июня  2006

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Из штаба "Золотой пчелы 7"
Дискуссия | 23
От 08  июня  2006

КВАДРАТ. ТРЕУГОЛЬНИК. КРУГ

Простые гениальные фигуры
Дискуссия | 13
От 01  июня  2006

НЕВЕРОЯТНЫЕ МГНОВЕНИЯ ВЕСНЫ

Воспоминания о паломничестве на международную триеннале «4-й Блок»
Дискуссия | 22
От 25  мая  2006

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

Спор о парадигмах, или старая сказка на новый лад
Дискуссия | 16
От 18  мая  2006

ПРОСТРАНСТВО, ВПЕРЁД!

Об эстетике графического дизайна эпохи визуальной коммуникации
Дискуссия | 15
От 11  мая  2006

ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Классика вокруг и внутри нас, сегодня и всегда
Дискуссия | 20
От 04  мая  2006

ЭПИЦЕНТР

О человеческом мужестве и преодолевающем смерть творчестве
Дискуссия | 17
От 27  апреля  2006

ДВАДЦАТЬ ЧБ

Черно-белый Чернобыль
Дискуссия | 88
От 20  апреля  2006

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Классика в области мнимых значений
Дискуссия | 25
От 13  апреля  2006

ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ

Классика на рельсах истории
Дискуссия | 21
От 06  апреля  2006

КНИГА КАК СОБЫТИЕ

Главное впечатление последнего времени
Дискуссия | 12
От 30  марта  2006

КНИЖНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ

О тонкостях протокола на окраинах книжного пространства
Дискуссия | 26
От 23  марта  2006

ЛУНА В БОКАЛЕ

Церемониймейстер текста, или кто в этой стране умеет делать титул
Дискуссия | 28
От 16  марта  2006

ПРОСТОЕ РУССКОЕ СЛОВО

О размерности и безмерности наших полей
Дискуссия | 37
От 09  марта  2006

СЕРЕБРО КНИЖНОЙ ПОЛОСЫ

Всё, что нам надо — это серебро
Дискуссия | 26
От 02  марта  2006

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ

Тайны, скрывающиеся внутри и между букв и слов
Дискуссия | 55
От 23  февраля  2006

ЧИТАЯ ЧИХОЛЬДА

Об относительности и абсолютности законов красоты
Дискуссия | 22
От 16  февраля  2006

ПАРАДИГМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

О трехмерности мира графического дизайна
Дискуссия | 18
От 08  февраля  2006

ЭРИКСОН-ШОУ

О графическом стиле «Золотой пчелы»
Дискуссия | 38
От 01  февраля  2006

ДОБРОТОЛЮБИЕ ДИЗАЙНА

Лучшая работа года и ее молодой автор
Дискуссия | 36
От 26  января  2006

ГОРЯЧАЯ ДВАДЦАТКА

Оглядываясь на всё хорошее...
Дискуссия | 91
От 19  января  2006

ВПЕРЁД И ВВЕРХ!

Напоминание о главных дэдлайнах первой половины 2006 года
Дискуссия | 28
От 12  января  2006

ИТОГИ ГОДА

Прощание с 2005-м в картинках и ссылках
Дискуссия | 55
От 29  декабря  2005

МОЛОДЕЖКА ЗОЛОТОЙ ПЧЕЛЫ

Пространство и возраст творческой свободы
Дискуссия | 22
От 22  декабря  2005

УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

Высокий шатен в разных ботинках и картинках
Дискуссия | 33
От 15  декабря  2005

СТОЛИЦА ЗНАКОВ

О странностях любви к городу и знаку
Дискуссия | 30
От 08  декабря  2005

О ВИДИМОМ-НЕВИДИМОМ

Все тайное становится явным
Дискуссия | 32
От 01  декабря  2005

ПИСЬМО СЧАСТЬЯ

Открытое письмо попечителям "Золотой пчелы" и всем остальным
Дискуссия | 26
От 24  ноября  2005

МОЛИТВА ЗА ДИЗАЙНЕРА

История одной встречи в дизайнерском раю...
Дискуссия | 19
От 14  ноября  2005

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ДИЗАЙН И ДИЗАЙНЕРОВ
БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН
РЕДАКЦИОННЫЙ МАГАЗИН
МАГАЗИНЫ МОСКВЫ
ГОРОДА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ
Сергей Иванович Серов с его уникальной ролью в отечественном и мировом графическом дизайне, многогранной деятельностью и масштабом личности не укладывается ни в какие рубрики, кроме авторской.

ШКОЛА МОДЕРНИЗМА

 

Я написал, что мировой дизайн окончил швейцарскую школу графики с отличием. Игра слов здесь не случайна. Школа как целостное профессионально-творческое явление. Школа как учебно-образоватетельная программа (и реализующее её учреждение). В случае со швейцарской школой и вообще с визуально-коммуникативной парадигмой понятия эти почти совпадают. Модернизм в каждом сложном явлении своим острым, умным глазом сумел увидеть простые элементы. А любая учёба строится на принципе «от простого к сложному». Так что модернизм — одновременно творческий и образовательный проект, школа нового видения и нового профессионализма.

ВХУТЕМАСу, Баухаузу, вообще дизайнерскому образованию принадлежит особая роль в формировании модернистской парадигмы профессии. Именно в сфере образования сложилась большая часть основ дизайнерского менталитета и профессионального языка. Разобрать мир на элементарные составляющие и переформатировать его по-новому, соединяя красоту и пользу, гуманитарную и техническую цивилизацию в новую проектную культуру. Достаточно перечислить названия книг, учебных курсов, ключевые понятия, которые формировались в различных учебных заведениях на всем протяжении ХХ века.

© «Эстетика целесообразности» (П. Беренс, 1903, Дюссельдорфская школа прикладного искусства).

© «Рациональная эстетика» (Х. Ван де Вельде,1908, Школа прикладного искусства в Веймаре).

© «Универсальное строительное искусство» (В. Гропиус, 1919, Баухауз).

© «Объективная эстетика» (Й. Иттен, 1919, Баухауз).

© «Механическая эстетика» (Т. ван Дусбург, 1920, Баухауз, семинары).

© «Аналитическое формообразование» (Н. Ладовский, 1920, ВХУТЕМАС).

© «Пластическая конструкция» (А. Веснин, 1920, ВХУТЕМАС).

© «Графическое конструирование» (А. Родченко, 1921, ВХУТЕМАС).

© «Проектирование» (А. Лавинский, 1922, ВХУТЕМАС).

© «Пространственное конструирование» (Л. Мохоли-Надь, 1923, Баухауз).

© «Художественно-техническое конструирование» (С. Малишевский, 1923, ВХУТЕМАС).

© «Изобретательское творчество» (Й. Альберс, 1928, Баухауз).

© «Системный функционализм» (Г. Майер, 1928, Баухауз).

© «Материальное оформление» (А. Родченко, 1928, ВХУТЕИН).

© «Культура материала» (В. Татлин, 1930, ВХУТЕИН).

© «Индустриальная архитектура» (Л. Мис ван дер Роэ, 1930, Баухауз).

© «Графическая тектоника» (Й. Альберс, 1955, Высшая школа формообразования в Ульме).

© «Единое оформление среды» (М. Билл, 1955, Высшая школа формообразования в Ульме).

© «Модульное конструирование» (Г. Гугелот, 1956, Высшая школа формообразования в Ульме).

© «Визуальные коммуникации» (О. Айхер, 1958, Высшая школа формообразования в Ульме).

© «Методологическое проектирование» (Л. Буркхардт, 1960, Высшая школа формообразования в Ульме).

© «Эстетическая информация» (А. Моль, 1962, Высшая школа формообразования в Ульме).

© «Функционально-структурное формообразование» (Т. Мальдонадо, 1965, Высшая школа формообразования в Ульме)…

Митя Харшак вовремя оказался в Баухаузе. Своими замечательными репортажами он наверняка дополнит эту тему. Хочу лишь обратить внимание на названия учебных дисциплин в Баухаузе: «Теория пространства», «Теория цвета», «Теория композиции», «Теория перспективы», «Теория конструирования»… Теория! Всё фундаментально, всё сначала. Рационально-аналитические основы нового видения пространства. Классику занимало внешнее пространство, внешняя форма. Модернизм сосредоточил внимание на соотношении внутреннего и внешнего: «целесообразность», «изнутри наружу», «форма следует функции». Постмодернизм потом окунётся во внутреннее пространство, внутреннюю форму…

В 1927 году ВХУТЕМАС был реорганизован во Всесоюзный художественно-технический институт, ВХУТЕИН, который был окончательно ликвидирован в 1930 году. Его остатки ушли в шесть других вузов: Государственный экспериментальный институт силикатов, Институт обработки твердых пород дерева, Архитектурно-строительный институт, Текстильный, Полиграфический, Суриковский… Тем временем Баухауз, спасаясь от нацистов, эмигрировал в США. Вальтер Гропиус обосновался в Гарварде, Ласло Мохоли-Надь организовал «Новый Баухауз» в Чикаго, Йозеф Альберс — факультет графического дизайна в Йельском университете, ставшем главной кузнецей американских модернистских кадров в области графического дизайна.

В 1951 году прямой наследницей Баухауза объявила себя Высшая школа формообразования в немецком городке Ульм. Её организовал Макс Билл, один из лидеров швейцарской школы графики. Но и в самой Швейцарии школа как учебно-образовательный проект успешно развивалась усилиями Йозефа Мюллер-Брокмана, Армина Хофмана, Эмиля Рудера.

Спасибо Максиму Жукову, Рудер теперь на каждом столе. Педагогические принципы Армина Хофмана изучила в своё время Елена Черневич.

Хофман преподавал в Художественно-промышленной школе в Базеле. Одним из его главных принципов было требование к своим педагогам постоянно экспериментировать, перестраивать программы обучения, мобильно изменяя ход учебного процесса. Ему бы наши ГОСТы…

Основное внимание Хофман уделял вводному курсу. Во ВХУТЕМАСе такое называлось «пропедевтикой», в Баухаузе — «форкурсом». Но именно это «введение» в новое пространство и составляет суть дизайнерской профессионализации. Все остальные «теории» лишь дополняют и объясняют главное — вовлечение в иное измерение.

Первое фундаментальное понятие в форкурсе Хофмана — точка. Он называет её «настоящим строительным камнем процесса обучения». С помощью точки образуется линия и поверхность.

 

Отношения между несколькими точками способны уже передавать понятия. Чуть увеличил расстояние между точками — появилось движение.

 

Кстати, примерно так выглядит и один из творческих тестов при поступлении в ВАШГД. Несколькими отрезками нужно выразить контрастные понятия, например, «пуск» и «остановка».

С помощью простейших элементов возможны упражнения на вариативность форм, модульность, серийность.

 

Отдельные точки соединяются линиями, внутреннее поле заливается черным, получаются фигуры, образующие единую композицию.

 

Следующий педагогический принцип Армина Хофмана вызывает ассоциации с заданиями Евгения Добровинского и Юрия Гулитова в херсонесских каллиграфических школах (хотя они о Хофмане — я спрашивал — слыхом не слыхивали). Принцип этот называется — в буквальном переводе — «переложение природы». Явления природы становятся знаками. Они «переводятся» на язык элементарных графических форм, с помощью которых выявляется их структура, точечное или линейное строение. Осенний лист предстает как композиция из точек.

 

При большом скоплении белых точек возникают остаточные образование в виде черных точек.

 

Результаты дизайнерского пленэра сразу идут в дело — в проект упаковки химического средства для защиты растений. Ассоциация со съеденным насекомыми листом прямо связывается с содержимым упаковки.

 

Вот белые линии равной толщины на чёрном фоне. Изменение расстояния между ними усиливают активность чёрного.

 

Линии разного вида дают разные оттенки серого тона.

 

А это уже рекламная полоса магазина металлических изделий. Линейный растр создает иллюзию винтовой нарезки. Серый тон линий композиционно связывает графику со шрифтом.

 

Упражнение с растром, образованным вертикальными черными полосками.

 

И тут же — плакат графической выставки.

 

Учебное задание на динамику диагоналей.

 

И реклама зубных щеток.

 

Упражнение с наклонными линиями, образующими разные углы.

 

И упаковка средств защиты от насекомых. Простыми средствами можно выразить самые сложные представления. Абстрактные геометрические элементы на глазах превращаются в снующих насекомых.

 

На примере педагогики Хофмана можно увидеть, как преодолеваются границы между обучением и практикой, пропедевтикой и проектированием, учебными заданиями и конечными результатами. Связь между дизайнерской практикой и дизайн-образованием свойственна всему модернизму. Каждое учебное упражнение должно давать серьёзный результат. Каждая практическая работа должна содержать в себе драйв учебного эксперимента.

архив статей
архив статей
на главстраницу
на главстраницу
14:35 09.11.2006 | митя харшак | е-почта: kharshak@yandex.ru

сергей иванович, в ножки кланяюсь за список литературы! сейчас сижу в баухаусе на третьем этаже, дописываю материал про оскара шлеммера. допишу -- и бегом в библиотеку этажом ниже.
15:43 09.11.2006 | mG | е-почта: mashmari@inbox.ru

сергей ив., а что именно из этого является книгами, которые возможно достать? как-то это не очень похоже на список литературы, хотя было бы здорово (вот так вот и все немецкие книжки по-русски и все можно достать и почитать:)?
18:41 09.11.2006 | с е р. и в. с е р о в | е-почта: serov@dubki.ru

да книг-то среди этого списка на самом деле не много. в основном, это "говорящие" названия учебных курсов, педагогических программ и статей, парадоксально сочетающих "техническое" и "эстетическое".

книги обычно называются проще. вот некоторые "учебники модернизма":

A. Hofmann. Methodik der Form- und Bildgestaltung. Teufen (Schweiz): A.Niggli, 1965

A. Hofmann. Graphic Design Manual. Principles and Practice. 1965

J. Arestein. Arts et techniques graphiques. Paris, 1970

J. Muller-Brockmann. The Graphic Artist and his Design Problems. A.Niggli, 1961

J. Muller-Brockmann. A History of Visual Communication. New York: Hastings House, 1967

J. Muller-Brockmann. Geschichte der visualen Kommunication. Teufen, 1971

P. Rand. Thoughts on Design. London, 1970

A. Frutiger. Type, Sign, Simbol. Zurich, 1980

L. Moholy-Nagi. Vision in Motion. Chicago, 1956

K. Gestner, M. Kutler. The New Graphic Art. New York: Hastings House, 1959

K. Gerstner. Kompendium fur Alphabeten. A.Niggli, 1972

H. Spencer. Pioneers of modern typography. London, 1969 / MIT Press, 1983

O. Hlavsa. A Book of Type and Design. New York, 1960

E. Neuwmann. Functional Graphic Design in the 20s. New York, Reinhold, 1967

H. Wingler. Das Bauhaus. 1919-1933. Schauberg, 1962

M. Franciscono. Walter Gropius and the Creation of Bauhaus in Weimar: the ideals and artistic theories of its founding years. Urbana, 1971

07:00 10.11.2006 | черепанов | е-почта: vi4@realpro.ru

очень сильно!
16:51 14.11.2006 | money | е-почта: money@hakobo.art.pl

сергей вы один такой, успехов вам
02:10 15.11.2006 | погорелова | е-почта: open16@mail.ru

сергей иванович, я быть может это когда-то прослушала, но я не понимаю фразу "Тем временем Баухауз, спасаясь от нацистов, эмигрировал в США" - почему так и чем нацизм угрожал Баухаузу?
19:05 15.11.2006 | с е р. и в. с е р о в | е-почта: serov@dubki.ru

чем? например, газовыми камерами.

но по счастью нацисты закрыли баухуаз рано, сразу, как только пришли к власти - в 1933 году. и все успели уехать в америку.

перед этим была травля в газетах. нацизм, в частности, значит "национальнализм". а дизайнеры – универсалисты. короче, враги народа. немецкого. третьему рейху, как и третьему риму, дизайн баухауза не нужен. ему нужен был такой дизайн: http://kak.ru/columns/serov/a1522/
00:15 16.11.2006 | оллег | е-почта: tvorich@yandex.ru

«...нужен был такой дизайн: http://kak.ru/columns/serov/a1522/» — очень даже, должен заметить, неслабый дизайн...
22:48 21.02.2010 | Анечка | е-почта: nusya-89@mail.ru

Где бы найти хоть один учебник Баухауза?
22:49 21.02.2010 | Анечка | е-почта: nusya-89@mail.ru

Баухауса
05:58 08.06.2011 | Наталья | е-почта: natalia_jinger_@mail.ru

А вообще возможно ли поступить в Баухауз? нигде толко информации найти не могу(((
Автор:
E-mail:
Мнение:
 

«NISSAN JUKE. ПОКАЖИ ХАРАКТЕР!»

Творческий конкурс на разработку графического образа имиджевого персонажа для автомобиля Nissan Juke

Сегодня 18 декабря,
четверг