ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ДАТА

Юрию Яковлевичу Герчуку – 85
Дискуссия | 3
От 20  октября  2011

ГЛАЗАМИ ДИЗАЙНЕРА

Итоги конкурса
Дискуссия | 23
От 28  января  2011

НОВОГОДНИЙ ШОРТ-ЛИСТ

Шестой конкурс «Лучшие работы года» по версии интернет-колонки «Серов» выходит в финальную стадию
Дискуссия | 160
От 11  января  2011

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА 2010-й

Итоги года в картинках и ссылках
Дискуссия | 51
От 21  декабря  2010

МЕКСИКАНСКИЙ СЕРИАЛ

Москва - Мехико, Пуэбла
Дискуссия | 2
От 15  ноября  2010

НАКАНУНЕ

25 августа открывается «Золотая пчела 9»
Дискуссия | 2
От 20  августа  2010

ОЛЕ, ОЛЕ-ОЛЕ-ОЛЕГ

Экологический возраст
Дискуссия | 5
От 18  августа  2010

ПРИСУТСТВИЕ ТАГИРА

Тагиру Сафаеву - сегодня 60
Дискуссия | 15
От 27  июля  2010

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Копейке – полтинник
Дискуссия | 7
От 08  июня  2010

ШЕЛЮТТО – ЭТО КРУТО

Мастер, талантливый во всем
Дискуссия | 18
От 03  марта  2010

ИТОГИ ВЫБОРОВ

Лауреаты конкурса «Лучшая работа 2009 года»
Дискуссия | 9
От 21  января  2010

МОЛОДОЙ И СИЛЬНЫЙ

Б.В.Трофимову – 70!
Дискуссия | 40
От 14  января  2010

ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

Шорт-лист 2009
Дискуссия | 164
От 11  января  2010

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

Личный взгляд на 2009-й
Дискуссия | 16
От 19  декабря  2009

ВЕК ВСЕОБЩЕЙ ПИКТОГРАМОТНОСТИ

От швейцарского банка до китайского рынка
Дискуссия | 4
От 30  июня  2009

ТАЛАНТ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ

Юбилей золотой пчёлки
Дискуссия | 16
От 02  июня  2009

ВЛАДИМИРУ ЕФИМОВУ - 60!

Гуру шрифтового дизайна
Дискуссия | 18
От 13  мая  2009

ВЫСОКАЯ ШИРОТА

Дизайн за Полярным кругом
Дискуссия | 2
От 27  апреля  2009

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

Итак, она звалась…
Дискуссия | 18
От 23  марта  2009

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЛЕСНЯК

Поздравляем харьковского мэтра
Дискуссия | 11
От 02  марта  2009

НАШИ ЛАУРЕАТЫ

Объективные итоги субъективного конкурса
Дискуссия | 16
От 30  января  2009

АБСОЛЮТЫ ХХ ВЕКА

История графического дизайна в именах и бутылках
Дискуссия | 8
От 22  января  2009

МОЙ ШОРТ-ЛИСТ

Лучшие работы года
Дискуссия | 123
От 29  декабря  2008

КАК ЖЕ ВРЕМЯ ЛЕТИТ!

Итоги года в картинках и ссылках
Дискуссия | 14
От 16  декабря  2008

АБСОЛЮТ АНИКСТ

Из России с любовью
Дискуссия | 17
От 24  ноября  2008

ЮЛИЮ ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВУ – 70!

Юбилей Академика
Дискуссия | 11
От 29  октября  2008

ОНА УЛЕТЕЛА

Воспоминания и размышления студентов ВАШГД о «Золотой пчеле 8»
Дискуссия | 10
От 28  октября  2008

«ЗОЛОТАЯ ПЧЕЛА 8»

Хроники биеннале
Дискуссия | 22
От 03  сентября  2008

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

В ожидании переживаний
Дискуссия | 7
От 25  августа  2008

МАССИМО

Дизайн един
Дискуссия | 4
От 14  августа  2008

НАЧАЛО НАЧАЛ

Продолжение следует
Дискуссия | 5
От 11  августа  2008

МАРТИН

Молодой да ранний
Дискуссия | 9
От 01  августа  2008

ИРМА

Гром среди ясного неба
Дискуссия | 11
От 11  июля  2008

ЛЕОНАРДО

Он итальянец, и это многое объясняет
Дискуссия | 11
От 02  июня  2008

ДАН

Навстречу «Золотой пчеле»
Дискуссия | 5
От 21  мая  2008

НОВОСТИ ДНЯ

«Золотая пчела 8» и «Польская школа плаката» теперь по-русски
Дискуссия | 18
От 04  марта  2008

СВОЙ СРЕДИ СВОИХ

Итоги гамбургского счета
Дискуссия | 17
От 28  января  2008

ШОРТ-ЛИСТ 2007

25 лучших из лучших работ года
Дискуссия | 141
От 09  января  2008

ТРАДИЦИОННЫЙ СБОР

Годовой отчет в картинках и ссылках
Дискуссия | 14
От 18  декабря  2007

ALMA MATER

О моих университетах, моем учителе и ученике
Дискуссия | 7
От 05  декабря  2007

ВИНОГРАФИЯ

Каллиграфия для гурманов
Дискуссия | 26
От 19  октября  2007

КОЛОНКА ТРОЯНКЕРА

Семьдесят славных лет
Дискуссия | 12
От 24  августа  2007

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ

Метод расширенного смотрения на первоисточники
Дискуссия | 5
От 01  августа  2007

ЛЕТНЯЯ СТРАДА

Пора заслуженного отдыха
Дискуссия | 10
От 12  июля  2007

МУЗЫКА ДИЗАЙНА

Квадрат и круг и дырочка в правом боку
Дискуссия | 8
От 05  июля  2007

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Дизайнерские моды летнего сезона
Дискуссия | 5
От 28  июня  2007

ДИЗАЙН ПО…

Такие разные парадигмы
Дискуссия | 10
От 21  июня  2007

НЕЗАМЕНИМЫЙ

Знаковая фигура русского дизайна
Дискуссия | 5
От 14  июня  2007

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТИЗМА

Эх, сколько выпито…
Будет вспомнить о чём
Дискуссия | 28
От 07  июня  2007

ДИЗАЙН И РЕКЛАМА

Самый широкоформатный, ужасный и прекрасный экран современности
Дискуссия | 23
От 29  мая  2007

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ

Экодизайн виртуальной среды
Дискуссия | 12
От 24  мая  2007

СЕМИОТИКА ВИРТУАЛЬНОСТИ

Знаки и стили постмодернистской парадигмы
Дискуссия | 37
От 17  мая  2007

ПАРАДИГМА ГУРОВИЧА

Гурон нашего времени. Послание дизайнера, послания дизайнеру
Дискуссия | 17
От 10  мая  2007

ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ

Чаянные и нечаянные радости
Дискуссия | 28
От 03  мая  2007

ВОЙНА И МИР

Харьковский профессор об иерусалимских трафаретах
Дискуссия | 4
От 19  апреля  2007

НАДЕЖДА

Духовный смысл дизайна
Дискуссия | 11
От 12  апреля  2007

РЕАЛИЗАТОР ИДЕАЛЬНОГО

Юбилей делателя визуальной культуры
Дискуссия | 2
От 05  апреля  2007

КОНТЕКСТ ГИПЕРТЕКСТА

Полоса препятствий
Дискуссия | 3
От 29  марта  2007

НЕЛИНЕЙНАЯ ТИПОГРАФИКА

Слово и строка в виртуальной среде
Дискуссия | 2
От 21  марта  2007

ИНФОСТЕТИКА ДИДЖИПОПА

Слова и дела постиндустриального дизайнера
Дискуссия | 16
От 15  марта  2007

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Мужское и женское в эпоху постмодернизма
Дискуссия | 15
От 07  марта  2007

КАРТИНКА И ТЕКСТ

Исторические трансформации типов информации
Дискуссия | 6
От 01  марта  2007

МИР КАК ШРИФТ

Шрифты — это круто
Дискуссия | 6
От 22  февраля  2007

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Пространство и время новой парадигмы
Дискуссия | 18
От 15  февраля  2007

МАСТЕР

Память сердца
Дискуссия | 7
От 08  февраля  2007

ПОСЛЕДНИЕ РУССКИЕ БУКВЫ

Совсем другая история
Дискуссия | 14
От 01  февраля  2007

РАЗЛУКИ И ВСТРЕЧИ

Январские хроники
Дискуссия | 10
От 25  января  2007

ГЕРОИ ГОДА

Итоги референдума
Дискуссия | 31
От 18  января  2007

НАША «РЕКЛАМА»

Страницы (и обложки) недавней истории
Дискуссия | 18
От 11  января  2007

РАДУЙТЕСЬ!

Откровенно о сокровенном
Дискуссия | 11
От 04  января  2007

ШОРТ-ЛИСТ 2006

Двадцать пять лучших работ 2006 года
Дискуссия | 134
От 27  декабря  2006

ЕЩЕ ОДИН ГОД

2006-й в картинках и ссылках.
Дискуссия | 11
От 21  декабря  2006

НА НОВОЙ ВОЛНЕ

Вехи становления постмодернистской парадигмы
Дискуссия | 8
От 14  декабря  2006

СВЕТ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Концепция изменилась
Дискуссия | 10
От 07  декабря  2006

ДИЗАЙН ПО-ПОЛЬСКИ

О национальных парадигмах графического дизайна
Дискуссия | 22
От 01  декабря  2006

ЗИМНИЕ СКАЗКИ

Чем можно заняться рождественскими каникулами
Дискуссия | 16
От 23  ноября  2006

СОВЕТСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

О диссидентах, агентах мирового сионизма и апологетах буржуазной эстетики
Дискуссия | 15
От 16  ноября  2006

ШКОЛА МОДЕРНИЗМА

От сложному к простому и обратно
Дискуссия | 11
От 09  ноября  2006

АЙ ЛАВ НЬЮ-ЙОРК

Взгляд на модернизм снизу вверх
Дискуссия | 6
От 02  ноября  2006

СЕТКА

Модуль есть — ума не надо?
Дискуссия | 20
От 26  октября  2006

ШВЕЙЦАРСКИЙ АБЗАЦ

Знак хорошего вкуса и традиций пример
Дискуссия | 13
От 19  октября  2006

ЗНАМЯ МОДЕРНИЗМА

Правильный строй правильных строк
Дискуссия | 10
От 12  октября  2006

СОЛНЕЧНЫЙ ФЛЕТЧЕР

Скоропостижные воспоминания о великом дизайнере
Дискуссия | 3
От 05  октября  2006

НАШИ ПАПАРАЦЦИ

Картинки с выставки-3
Дискуссия | 7
От 28  сентября  2006

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Картинки с выставки-2
Дискуссия | 2
От 21  сентября  2006

ЭТИ ДНИ

Картинки с выставки
Дискуссия | 11
От 14  сентября  2006

ЭТИ ДНИ

Картинки с выставки
От 13  сентября  2006

СВЕРШИЛОСЬ

Хорошие и плохие новости в одном флаконе
Дискуссия | 13
От 07  сентября  2006

ВСТРЕЧАЙТЕ!

Посадочная полоса «Золотой пчелы»
Дискуссия | 11
От 31  августа  2006

ДИЗАЙНЕРЫ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ

Ты записался волонтёром?
Дискуссия | 6
От 24  августа  2006

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛЁТОВ

Дальнейшая программа «Золотой пчелы 7»
Дискуссия | 8
От 17  августа  2006

НАЧАЛО

Первые дни «Золотой пчелы 7»
Дискуссия | 9
От 10  августа  2006

ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО

Три источника наслаждения, три составные части биеннале «Золотая пчела 7»
Дискуссия | 19
От 03  августа  2006

ПЧЕЛА НА ПОДЛЁТЕ

Будни профессионального праздника
Дискуссия | 12
От 27  июля  2006

КАРСОН ВЕРНЕТСЯ

Только раз бывает в жизни встреча?
Дискуссия | 14
От 20  июля  2006

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

Новый набор в ВАШГД
Дискуссия | 32
От 13  июля  2006

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

О дизайнере, который перевернул мир
Дискуссия | 13
От 06  июля  2006

ШКОЛА ХЕРСОНЕСА

О глубинных истоках и природных ресурсах графического дизайна
Дискуссия | 23
От 29  июня  2006

ТИПОЛОГИЯ И ЛОГОТИПИЯ

Слова как знаки, знаки как слова
Дискуссия | 4
От 22  июня  2006

ГРОТЕСКОВЫЙ ЛЕС

Шрифтовое пространство двадцатого века
Дискуссия | 15
От 15  июня  2006

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Из штаба "Золотой пчелы 7"
Дискуссия | 23
От 08  июня  2006

КВАДРАТ. ТРЕУГОЛЬНИК. КРУГ

Простые гениальные фигуры
Дискуссия | 13
От 01  июня  2006

НЕВЕРОЯТНЫЕ МГНОВЕНИЯ ВЕСНЫ

Воспоминания о паломничестве на международную триеннале «4-й Блок»
Дискуссия | 22
От 25  мая  2006

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

Спор о парадигмах, или старая сказка на новый лад
Дискуссия | 16
От 18  мая  2006

ПРОСТРАНСТВО, ВПЕРЁД!

Об эстетике графического дизайна эпохи визуальной коммуникации
Дискуссия | 15
От 11  мая  2006

ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Классика вокруг и внутри нас, сегодня и всегда
Дискуссия | 20
От 04  мая  2006

ЭПИЦЕНТР

О человеческом мужестве и преодолевающем смерть творчестве
Дискуссия | 17
От 27  апреля  2006

ДВАДЦАТЬ ЧБ

Черно-белый Чернобыль
Дискуссия | 88
От 20  апреля  2006

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Классика в области мнимых значений
Дискуссия | 25
От 13  апреля  2006

ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ

Классика на рельсах истории
Дискуссия | 21
От 06  апреля  2006

КНИГА КАК СОБЫТИЕ

Главное впечатление последнего времени
Дискуссия | 12
От 30  марта  2006

КНИЖНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ

О тонкостях протокола на окраинах книжного пространства
Дискуссия | 26
От 23  марта  2006

ЛУНА В БОКАЛЕ

Церемониймейстер текста, или кто в этой стране умеет делать титул
Дискуссия | 28
От 16  марта  2006

ПРОСТОЕ РУССКОЕ СЛОВО

О размерности и безмерности наших полей
Дискуссия | 37
От 09  марта  2006

СЕРЕБРО КНИЖНОЙ ПОЛОСЫ

Всё, что нам надо — это серебро
Дискуссия | 26
От 02  марта  2006

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ

Тайны, скрывающиеся внутри и между букв и слов
Дискуссия | 55
От 23  февраля  2006

ЧИТАЯ ЧИХОЛЬДА

Об относительности и абсолютности законов красоты
Дискуссия | 22
От 16  февраля  2006

ПАРАДИГМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

О трехмерности мира графического дизайна
Дискуссия | 18
От 08  февраля  2006

ЭРИКСОН-ШОУ

О графическом стиле «Золотой пчелы»
Дискуссия | 38
От 01  февраля  2006

ДОБРОТОЛЮБИЕ ДИЗАЙНА

Лучшая работа года и ее молодой автор
Дискуссия | 36
От 26  января  2006

ГОРЯЧАЯ ДВАДЦАТКА

Оглядываясь на всё хорошее...
Дискуссия | 91
От 19  января  2006

ВПЕРЁД И ВВЕРХ!

Напоминание о главных дэдлайнах первой половины 2006 года
Дискуссия | 28
От 12  января  2006

ИТОГИ ГОДА

Прощание с 2005-м в картинках и ссылках
Дискуссия | 55
От 29  декабря  2005

МОЛОДЕЖКА ЗОЛОТОЙ ПЧЕЛЫ

Пространство и возраст творческой свободы
Дискуссия | 22
От 22  декабря  2005

УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

Высокий шатен в разных ботинках и картинках
Дискуссия | 33
От 15  декабря  2005

СТОЛИЦА ЗНАКОВ

О странностях любви к городу и знаку
Дискуссия | 30
От 08  декабря  2005

О ВИДИМОМ-НЕВИДИМОМ

Все тайное становится явным
Дискуссия | 32
От 01  декабря  2005

ПИСЬМО СЧАСТЬЯ

Открытое письмо попечителям "Золотой пчелы" и всем остальным
Дискуссия | 26
От 24  ноября  2005

МОЛИТВА ЗА ДИЗАЙНЕРА

История одной встречи в дизайнерском раю...
Дискуссия | 19
От 14  ноября  2005

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ДИЗАЙН И ДИЗАЙНЕРОВ
БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН
РЕДАКЦИОННЫЙ МАГАЗИН
МАГАЗИНЫ МОСКВЫ
ГОРОДА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ
Сергей Иванович Серов с его уникальной ролью в отечественном и мировом графическом дизайне, многогранной деятельностью и масштабом личности не укладывается ни в какие рубрики, кроме авторской.

СЕТКА

Классика научила нашу профессию видеть пятно. Взаимодействие фигуры и фона, черного и белого. Модернизм развил это до предела, сделал главной интригой графического дизайна. Сам модернизм научил графический дизайн видеть оси. Структурность, взаимоотношение осей стало вторым полюсом профессионализма.

В книжно-классической традиции ось была одна. Она крепко держала пространство типографики в течение нескольких столетий. В ХIХ веке ось симметрии заскрипела, зашаталась, но удержалась. А сломленной оказалась лишь в начале ХХ века, благодаря усилиям футуристов.

 

Ось рубят — щепки летят. Обломки классической оси пустили в дело практичные конструктивисты.

 

Они их крутили, вертели и так и сяк.

 

 

 

Пока из этих обломков не стал складываться каркас новой модели пространства.

 

 

 

Однако то, что назвали «модульной сеткой», окончательно сформировалось лишь в середине ХХ века, в той же Швейцарии, когда координатная система ортогональных осей была осознана как универсальный инструмент управления графическим пространством.

Модернистский дизайн стремился всё упорядочить, разложить по полочкам.

 

В графическом дизайне это привело к появлению реальных полочек в виде конструкции для размещения иллюстраций, заголовков, текстов, всех компонентов вёрстки.

 

Обычный взгляд эти полочки не воспринимает. «Модульная сетка» — ещё один термин для явлений мира невидимого, с которым имеет дело графический дизайнер.

Модульная сетка — одно из высших достижений визуально-коммуникативного дизайна. Поэтому всю швейцарскую и вообще модернистскую типографику называют «модульной типографикой».

В отечественном профессиональном фольклоре 60-70-х годов ходила такая фраза. Художники книги, сторонники высокого искусства, насмешливо бросали молодым дизайнерам: «Модуль есть — ума не надо». Между тем эта шутка юмора характеризует основное качество модульной типографики — проектность. Главные интеллектуальные усилия необходимо прикладывать заранее, на берегу. Немало математических стараний требует само конструирование сетки. Но кроме создания полочек необходимо предусмотреть правила пользования ими, программу их заполнения конкретным материалом в свете ясного проектного замысла. И тогда действительно — хорошо сконструированная сетка производит впечатление машины, работающей сама по себе.

Михаил Аникст рассказывал, как радовалась его жена, когда в течение нескольких лет всё приходили и приходили почтовые переводы с гонорарами за обложки книг одной театральной серии, которую он давным-давно придумал как модульную конструкцию.

Проектирование сетки начинается с формата. «Конечно, никому в голову не придёт напечатать деловой документ на квадратном листе бумаги», — написано в одном пособии. Но именно это как раз и приходит кое-кому в голову. Такие люди называются дизайнерами.

 

 

 

Они и визитные карточки квадратными делают.

 

И карманные календарики.

 


И журналы.

 

И каталоги.

 

И альбомы.

 

 


И плакаты.

 

И книги.

 

 

 

А всё почему? В очередной раз воспользуемся возгласом Аркадия Троянкера: «Декларация принципов!». Когда нужно сделать акцент на этом, продемонстрировать приверженность принципам — появляются квадратные фирменные бланки и книги.

Квадрат — элементарная геометрическая фигура. Знаковый, культовый формат модернистских изданий. Поля тогда тоже становятся одинаковыми и минимальными. Экономия и унификация.

 

И модули сетки — тоже квадратны, интервалы стандартны. Детские кубики.

 

А дальше пошла комбинаторика.

 

Но как ни сделай — всё хорошо, поскольку демонстрирует логику и закономерность решения.

 

 

 

 

Когда задачи показать крутизну элементарной геометрии нет, основой сетки становится кегль. Несколько строчек дают высоту модуля.

 

Картинки подгоняются под очко строчных букв.

 

Перед разработкой модульной сетки дизайнер разбирается с материалом, с задачами, с собственным замыслом. С видами текстов и иллюстраций, их количеством и приоритетами. Анализ материала проводится с помощью раскадровки всего издания или нескольких принципиальных разворотов в уменьшенном масштабе. Раньше это делалось в эскизных набросках. Теперь компьютер даёт возможность прикинуть весь материал сразу.

 

 

 

Сетка позволяет унифицировать размеры изобразительных и текстовых блоков, выбрать оптимальный масштаб модульных ячеек.

 

 

Слишком крупный модуль жестко зажмёт материал. Слишком мелкий сделает вёрстку случайной. Здесь как раз и нужен умный дизайнерский глаз. Челночная дипломатия между материалом и эскизом находит золотую середину.

 

 

 

 

Важнейшее отличие модернистской типографики от классической — участие изображения. В классике изображение было подчинено «серебру» набора. Оно должно было быть прозрачным, воздушным, соответствовать рамкам шрифтовой тональной палитры. В модернизме в построении полосы набора участвует и текст и иллюстрация, прежде всего, фотоиллюстрация, которая способствует резкому расширению тонального диапазона типографического пространства, насыщению его контрастными отношениями.

Модульная сетка — многоосная система, каждая ось является началом отсчета, акцентом. Следовательно, резко усиливается роль ритмов, происходит ритмическое упорядочивание пространства. Вместо серебряной мелодии классической флейты на сцене появляются барабаны модернизма.

Фактором, сдерживающим силу звука, выступает необходимость думать о вариантах. Ставя картинку и текст в одном месте определенным образом, необходимо думать о последствиях — что с ними произойдет на следующих разворотах. Необходимо все время как бы забегать вперед, проигрывать в воображении всю пьесу в целом. Это, как мы уже говорили, эстетика, устремленная в будущее. В классике мощный акцент титульного листа при пролистывании книги оставался в прошлом, оставляя шлейф на всю книгу. В модернизме — все время опережение времени, забегание в будущее.

И это сдерживает выразительные средства, систематизирует и упорядочивает их. Отсюда — некоторая сухость модульного пространства, его стерильность, универсальность. Когда необходимо думать о всей системе, о подчинении набора внутренней логике и сквозной концепции, пространство полосы становится более холодным и нейтральным. Поэтому важным эстетическим фактором становится вариабельность решений.

Вариабельность означает также дискретность и контрастность. Элементарные порции набора нужно все время соотносить друг с другом, а это означает, что нужно все время изыскивать возможности для контрастов. Но напряженная борьба противоположностей может протекать только в рамках композиционного единства, целостности, которая не должна быть утраченной при создании контрастных отношений.

Жанром, с наибольшей наглядностью воплощающим идею сетки, является газета. Вертикали колонок с горизонталями заголовков и рубрик уже сами по себе образуют стихийную модульную сетку.

 

Она читается, даже когда её почти не видно.

 

Дизайнеру остается лишь незаметно улучшить её, способствуя ранжированию и раскладыванию по полочкам разнообразной информации.

В газетном дизайне сначала доминировала вертикальная ориентация с разделительными линейками между колонками и вытянутыми заголовками. По мере улучшения структуры сетки линейки исчезли. Но в 1971 году Массимо Виньелли открыл новые возможности для развития модульной типографики, придав нью-йоркской газете «Herald» ярко выраженную горизонтальную ориентацию. Он вновь стал делать линейки между колонками, тем самым получив возможность сблизить колонки и превратить тесную типографику в сверхтесную. Очень контрастную и выразительную.

 

Пропорции модуля сконструированной им сетки — два квадрата.

 

Такие же, как и у его визитки. Декларация принципов!

 

Дизайнер строит газетную форму как эффективно работающую визуально-коммуникативную машину.

 

Однако по отношению к газете традиционно используются не машиностроительные или информационные, а архитектурные метафоры. Газетчики говорят про «окна», «подвалы», «чердаки» и вообще про «архитектуру газеты». Если с ними и соглашаться, то, конечно, имея в виду архитектуру небоскрёбов.

 

 

 

архив статей
архив статей
на главстраницу
на главстраницу
13:01 26.10.2006 | Мещеркин | е-почта: mestcherkin@rambler.ru

Один мой знакомый дизайнер, как то сказал - "Я сначала делаю дизайн, а потом под него подгоняю сетку...". А другой ? "Странно, открываю файлы книг, сделанные молодыми дизайнерами, а там кегль ровный (без десятых), интерлиньяж тоже...". Хорошая статья, Сергей Иванович, полезная.
16:14 27.10.2006 | QXD | е-почта: qxd@mail.ru

Отлично.
Наконецто отдали должное модулю.
16:18 29.10.2006 | alexey | е-почта: mAYOROV@expert.ru

Майоров сдесь был и все прочитал.
07:20 01.11.2006 | Dasein | е-почта: eremita1@mail.ru

Вторая половина семидесятых. Сенеж. Коник и Роземблюм.Модуль.
20:59 28.11.2006 | Lilia | е-почта: liliamu@googlemail.com

spasibo! za statju. korotko i yasno.
23:46 03.12.2006 | magi | е-почта: magi85@yandex.ru

спасибо за хорошую информацию...очень полезная для начинающих(как я),очень хороший у вас журнал
15:46 09.02.2007 | ОС! ОС! | е-почта: sergey@ostrikov.ru

СПАСИБО! Я курсовую как раз по модульной сетке пишу.
22:02 11.05.2007 | dimon | е-почта: dmiza@yandex.ru

леш, здесь не сдесь
22:02 11.05.2007 | dimon | е-почта: dmiza@yandex.ru

леш, здесь не сдесь
13:32 23.05.2007 | Meshy | е-почта: meshy@ukr.net

а здорово было бы тож самое но про веб почитать
10:41 14.02.2008 | SashaKarepina | е-почта: karepina@oratorica.ru

А не подскажете, как можно, разработав такую сетку для слайдов, настроить ее в PowerPoint, чтобы потом было удобно загонять элементы в нужные ячейки?
Можно конечно наложить на слайд таблицу (сделать линии невидимыми) и использовать ее как сетку - но может есть более человеческий способ?
17:43 25.05.2008 | Ruostem | е-почта: rustem-inside@mail.ru

Всегда, когда читаю статьи про модульные сетки, информация только о том что это такое. Но нигде не пишут какие правила и как разрабатывать. Правил нет?
23:18 25.07.2008 | Алексей | е-почта: microfobus@rambler.ru

прочел статью интересно, воспринял как ЛИКБЕЗ. Обшее представление сложилось.
14:36 29.09.2008 | Sophie | е-почта: olgakatlap@mail.ru

SashaKarepina: "как можно, разработав такую сетку для слайдов, настроить ее в PowerPoint...может есть более человеческий способ?"
А то же, как же нет? А направляющие-то? Гораздо удобнее, можно выставить по мм, скрыть-отобразить и вообще культурнее, чем таблица :-) имхо...
09:25 03.02.2009 | Вячег | е-почта: skubby-du@mail.ru

Вячег прочетал, Стаканъ подтвердилъ!
16:12 02.08.2009 | Алексей Кварц | е-почта: alex.quartz@yandex.ru

Замечательная статья.
18:47 05.11.2009 | Dmitry | е-почта: multik@pm.convex.ru

написали бы про тонкости и правила, ошибки про все что поможет на практике
14:52 24.01.2010 | Руслан | е-почта: rysik07@mail.ru

согласен с Dmitry
а вцелом интересно и познавательно
20:55 07.01.2011 | Владимир Помыткин | е-почта: vladian50@mail.ru

Рудера и Хёрлберта читывали... Квадратные визитки - интересуют.
У меня есть такая. А ещё?
Примеры - есть?
10:01 13.11.2012 | Nadia Malovichko | е-почта: nadiz_art@mail.ru

Спасибо! Полезно.
Автор:
E-mail:
Мнение:
 

«NISSAN JUKE. ПОКАЖИ ХАРАКТЕР!»

Творческий конкурс на разработку графического образа имиджевого персонажа для автомобиля Nissan Juke