ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ДАТА

Юрию Яковлевичу Герчуку – 85
Дискуссия | 3
От 20  октября  2011

ГЛАЗАМИ ДИЗАЙНЕРА

Итоги конкурса
Дискуссия | 23
От 28  января  2011

НОВОГОДНИЙ ШОРТ-ЛИСТ

Шестой конкурс «Лучшие работы года» по версии интернет-колонки «Серов» выходит в финальную стадию
Дискуссия | 288
От 11  января  2011

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА 2010-й

Итоги года в картинках и ссылках
Дискуссия | 51
От 21  декабря  2010

МЕКСИКАНСКИЙ СЕРИАЛ

Москва - Мехико, Пуэбла
Дискуссия | 2
От 15  ноября  2010

НАКАНУНЕ

25 августа открывается «Золотая пчела 9»
Дискуссия | 2
От 20  августа  2010

ОЛЕ, ОЛЕ-ОЛЕ-ОЛЕГ

Экологический возраст
Дискуссия | 5
От 18  августа  2010

ПРИСУТСТВИЕ ТАГИРА

Тагиру Сафаеву - сегодня 60
Дискуссия | 15
От 27  июля  2010

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫ

Копейке – полтинник
Дискуссия | 7
От 08  июня  2010

ШЕЛЮТТО – ЭТО КРУТО

Мастер, талантливый во всем
Дискуссия | 18
От 03  марта  2010

ИТОГИ ВЫБОРОВ

Лауреаты конкурса «Лучшая работа 2009 года»
Дискуссия | 9
От 21  января  2010

МОЛОДОЙ И СИЛЬНЫЙ

Б.В.Трофимову – 70!
Дискуссия | 40
От 14  января  2010

ОПЯТЬ ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

Шорт-лист 2009
Дискуссия | 164
От 11  января  2010

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ

Личный взгляд на 2009-й
Дискуссия | 16
От 19  декабря  2009

ВЕК ВСЕОБЩЕЙ ПИКТОГРАМОТНОСТИ

От швейцарского банка до китайского рынка
Дискуссия | 4
От 30  июня  2009

ТАЛАНТ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ

Юбилей золотой пчёлки
Дискуссия | 16
От 02  июня  2009

ВЛАДИМИРУ ЕФИМОВУ - 60!

Гуру шрифтового дизайна
Дискуссия | 18
От 13  мая  2009

ВЫСОКАЯ ШИРОТА

Дизайн за Полярным кругом
Дискуссия | 2
От 27  апреля  2009

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

Итак, она звалась…
Дискуссия | 18
От 23  марта  2009

УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЛЕСНЯК

Поздравляем харьковского мэтра
Дискуссия | 11
От 02  марта  2009

НАШИ ЛАУРЕАТЫ

Объективные итоги субъективного конкурса
Дискуссия | 16
От 30  января  2009

АБСОЛЮТЫ ХХ ВЕКА

История графического дизайна в именах и бутылках
Дискуссия | 8
От 22  января  2009

МОЙ ШОРТ-ЛИСТ

Лучшие работы года
Дискуссия | 123
От 29  декабря  2008

КАК ЖЕ ВРЕМЯ ЛЕТИТ!

Итоги года в картинках и ссылках
Дискуссия | 14
От 16  декабря  2008

АБСОЛЮТ АНИКСТ

Из России с любовью
Дискуссия | 17
От 24  ноября  2008

ЮЛИЮ ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВУ – 70!

Юбилей Академика
Дискуссия | 11
От 29  октября  2008

ОНА УЛЕТЕЛА

Воспоминания и размышления студентов ВАШГД о «Золотой пчеле 8»
Дискуссия | 10
От 28  октября  2008

«ЗОЛОТАЯ ПЧЕЛА 8»

Хроники биеннале
Дискуссия | 22
От 03  сентября  2008

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

В ожидании переживаний
Дискуссия | 7
От 25  августа  2008

МАССИМО

Дизайн един
Дискуссия | 4
От 14  августа  2008

НАЧАЛО НАЧАЛ

Продолжение следует
Дискуссия | 5
От 11  августа  2008

МАРТИН

Молодой да ранний
Дискуссия | 9
От 01  августа  2008

ИРМА

Гром среди ясного неба
Дискуссия | 11
От 11  июля  2008

ЛЕОНАРДО

Он итальянец, и это многое объясняет
Дискуссия | 11
От 02  июня  2008

ДАН

Навстречу «Золотой пчеле»
Дискуссия | 5
От 21  мая  2008

НОВОСТИ ДНЯ

«Золотая пчела 8» и «Польская школа плаката» теперь по-русски
Дискуссия | 18
От 04  марта  2008

СВОЙ СРЕДИ СВОИХ

Итоги гамбургского счета
Дискуссия | 17
От 28  января  2008

ШОРТ-ЛИСТ 2007

25 лучших из лучших работ года
Дискуссия | 144
От 09  января  2008

ТРАДИЦИОННЫЙ СБОР

Годовой отчет в картинках и ссылках
Дискуссия | 14
От 18  декабря  2007

ALMA MATER

О моих университетах, моем учителе и ученике
Дискуссия | 7
От 05  декабря  2007

ВИНОГРАФИЯ

Каллиграфия для гурманов
Дискуссия | 26
От 19  октября  2007

КОЛОНКА ТРОЯНКЕРА

Семьдесят славных лет
Дискуссия | 12
От 24  августа  2007

РАЗНОЦВЕТНЫЙ КВАДРАТ

Метод расширенного смотрения на первоисточники
Дискуссия | 5
От 01  августа  2007

ЛЕТНЯЯ СТРАДА

Пора заслуженного отдыха
Дискуссия | 10
От 12  июля  2007

МУЗЫКА ДИЗАЙНА

Квадрат и круг и дырочка в правом боку
Дискуссия | 8
От 05  июля  2007

НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Дизайнерские моды летнего сезона
Дискуссия | 5
От 28  июня  2007

ДИЗАЙН ПО…

Такие разные парадигмы
Дискуссия | 10
От 21  июня  2007

НЕЗАМЕНИМЫЙ

Знаковая фигура русского дизайна
Дискуссия | 5
От 14  июня  2007

ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ АБСОЛЮТИЗМА

Эх, сколько выпито…
Будет вспомнить о чём
Дискуссия | 28
От 07  июня  2007

ДИЗАЙН И РЕКЛАМА

Самый широкоформатный, ужасный и прекрасный экран современности
Дискуссия | 23
От 29  мая  2007

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ

Экодизайн виртуальной среды
Дискуссия | 12
От 24  мая  2007

СЕМИОТИКА ВИРТУАЛЬНОСТИ

Знаки и стили постмодернистской парадигмы
Дискуссия | 37
От 17  мая  2007

ПАРАДИГМА ГУРОВИЧА

Гурон нашего времени. Послание дизайнера, послания дизайнеру
Дискуссия | 17
От 10  мая  2007

ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ

Чаянные и нечаянные радости
Дискуссия | 28
От 03  мая  2007

ВОЙНА И МИР

Харьковский профессор об иерусалимских трафаретах
Дискуссия | 4
От 19  апреля  2007

НАДЕЖДА

Духовный смысл дизайна
Дискуссия | 11
От 12  апреля  2007

РЕАЛИЗАТОР ИДЕАЛЬНОГО

Юбилей делателя визуальной культуры
Дискуссия | 2
От 05  апреля  2007

КОНТЕКСТ ГИПЕРТЕКСТА

Полоса препятствий
Дискуссия | 3
От 29  марта  2007

НЕЛИНЕЙНАЯ ТИПОГРАФИКА

Слово и строка в виртуальной среде
Дискуссия | 2
От 21  марта  2007

ИНФОСТЕТИКА ДИДЖИПОПА

Слова и дела постиндустриального дизайнера
Дискуссия | 16
От 15  марта  2007

ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ

Мужское и женское в эпоху постмодернизма
Дискуссия | 15
От 07  марта  2007

КАРТИНКА И ТЕКСТ

Исторические трансформации типов информации
Дискуссия | 6
От 01  марта  2007

МИР КАК ШРИФТ

Шрифты — это круто
Дискуссия | 6
От 22  февраля  2007

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Пространство и время новой парадигмы
Дискуссия | 18
От 15  февраля  2007

МАСТЕР

Память сердца
Дискуссия | 7
От 08  февраля  2007

ПОСЛЕДНИЕ РУССКИЕ БУКВЫ

Совсем другая история
Дискуссия | 14
От 01  февраля  2007

РАЗЛУКИ И ВСТРЕЧИ

Январские хроники
Дискуссия | 10
От 25  января  2007

ГЕРОИ ГОДА

Итоги референдума
Дискуссия | 31
От 18  января  2007

НАША «РЕКЛАМА»

Страницы (и обложки) недавней истории
Дискуссия | 18
От 11  января  2007

РАДУЙТЕСЬ!

Откровенно о сокровенном
Дискуссия | 11
От 04  января  2007

ШОРТ-ЛИСТ 2006

Двадцать пять лучших работ 2006 года
Дискуссия | 134
От 27  декабря  2006

ЕЩЕ ОДИН ГОД

2006-й в картинках и ссылках.
Дискуссия | 11
От 21  декабря  2006

НА НОВОЙ ВОЛНЕ

Вехи становления постмодернистской парадигмы
Дискуссия | 8
От 14  декабря  2006

СВЕТ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Концепция изменилась
Дискуссия | 10
От 07  декабря  2006

ДИЗАЙН ПО-ПОЛЬСКИ

О национальных парадигмах графического дизайна
Дискуссия | 22
От 01  декабря  2006

ЗИМНИЕ СКАЗКИ

Чем можно заняться рождественскими каникулами
Дискуссия | 16
От 23  ноября  2006

СОВЕТСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ

О диссидентах, агентах мирового сионизма и апологетах буржуазной эстетики
Дискуссия | 15
От 16  ноября  2006

ШКОЛА МОДЕРНИЗМА

От сложному к простому и обратно
Дискуссия | 11
От 09  ноября  2006

АЙ ЛАВ НЬЮ-ЙОРК

Взгляд на модернизм снизу вверх
Дискуссия | 6
От 02  ноября  2006

СЕТКА

Модуль есть — ума не надо?
Дискуссия | 20
От 26  октября  2006

ШВЕЙЦАРСКИЙ АБЗАЦ

Знак хорошего вкуса и традиций пример
Дискуссия | 13
От 19  октября  2006

ЗНАМЯ МОДЕРНИЗМА

Правильный строй правильных строк
Дискуссия | 10
От 12  октября  2006

СОЛНЕЧНЫЙ ФЛЕТЧЕР

Скоропостижные воспоминания о великом дизайнере
Дискуссия | 3
От 05  октября  2006

НАШИ ПАПАРАЦЦИ

Картинки с выставки-3
Дискуссия | 7
От 28  сентября  2006

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

Картинки с выставки-2
Дискуссия | 2
От 21  сентября  2006

ЭТИ ДНИ

Картинки с выставки
Дискуссия | 11
От 14  сентября  2006

ЭТИ ДНИ

Картинки с выставки
От 13  сентября  2006

СВЕРШИЛОСЬ

Хорошие и плохие новости в одном флаконе
Дискуссия | 13
От 07  сентября  2006

ВСТРЕЧАЙТЕ!

Посадочная полоса «Золотой пчелы»
Дискуссия | 11
От 31  августа  2006

ДИЗАЙНЕРЫ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ

Ты записался волонтёром?
Дискуссия | 6
От 24  августа  2006

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛЁТОВ

Дальнейшая программа «Золотой пчелы 7»
Дискуссия | 8
От 17  августа  2006

НАЧАЛО

Первые дни «Золотой пчелы 7»
Дискуссия | 9
От 10  августа  2006

ДИЗАЙН КАК ИСКУССТВО

Три источника наслаждения, три составные части биеннале «Золотая пчела 7»
Дискуссия | 19
От 03  августа  2006

ПЧЕЛА НА ПОДЛЁТЕ

Будни профессионального праздника
Дискуссия | 12
От 27  июля  2006

КАРСОН ВЕРНЕТСЯ

Только раз бывает в жизни встреча?
Дискуссия | 14
От 20  июля  2006

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ

Новый набор в ВАШГД
Дискуссия | 32
От 13  июля  2006

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

О дизайнере, который перевернул мир
Дискуссия | 13
От 06  июля  2006

ШКОЛА ХЕРСОНЕСА

О глубинных истоках и природных ресурсах графического дизайна
Дискуссия | 23
От 29  июня  2006

ТИПОЛОГИЯ И ЛОГОТИПИЯ

Слова как знаки, знаки как слова
Дискуссия | 4
От 22  июня  2006

ГРОТЕСКОВЫЙ ЛЕС

Шрифтовое пространство двадцатого века
Дискуссия | 15
От 15  июня  2006

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР

Из штаба "Золотой пчелы 7"
Дискуссия | 23
От 08  июня  2006

КВАДРАТ. ТРЕУГОЛЬНИК. КРУГ

Простые гениальные фигуры
Дискуссия | 13
От 01  июня  2006

НЕВЕРОЯТНЫЕ МГНОВЕНИЯ ВЕСНЫ

Воспоминания о паломничестве на международную триеннале «4-й Блок»
Дискуссия | 22
От 25  мая  2006

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ

Спор о парадигмах, или старая сказка на новый лад
Дискуссия | 16
От 18  мая  2006

ПРОСТРАНСТВО, ВПЕРЁД!

Об эстетике графического дизайна эпохи визуальной коммуникации
Дискуссия | 15
От 11  мая  2006

ВСЕГДА И ВЕЗДЕ

Классика вокруг и внутри нас, сегодня и всегда
Дискуссия | 20
От 04  мая  2006

ЭПИЦЕНТР

О человеческом мужестве и преодолевающем смерть творчестве
Дискуссия | 17
От 27  апреля  2006

ДВАДЦАТЬ ЧБ

Черно-белый Чернобыль
Дискуссия | 88
От 20  апреля  2006

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ЛУНЫ

Классика в области мнимых значений
Дискуссия | 25
От 13  апреля  2006

ДОЛГОЕ ПРОЩАНИЕ

Классика на рельсах истории
Дискуссия | 21
От 06  апреля  2006

КНИГА КАК СОБЫТИЕ

Главное впечатление последнего времени
Дискуссия | 12
От 30  марта  2006

КНИЖНЫЕ ЦЕРЕМОНИИ

О тонкостях протокола на окраинах книжного пространства
Дискуссия | 26
От 23  марта  2006

ЛУНА В БОКАЛЕ

Церемониймейстер текста, или кто в этой стране умеет делать титул
Дискуссия | 28
От 16  марта  2006

ПРОСТОЕ РУССКОЕ СЛОВО

О размерности и безмерности наших полей
Дискуссия | 37
От 09  марта  2006

СЕРЕБРО КНИЖНОЙ ПОЛОСЫ

Всё, что нам надо — это серебро
Дискуссия | 26
От 02  марта  2006

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ

Тайны, скрывающиеся внутри и между букв и слов
Дискуссия | 55
От 23  февраля  2006

ЧИТАЯ ЧИХОЛЬДА

Об относительности и абсолютности законов красоты
Дискуссия | 22
От 16  февраля  2006

ПАРАДИГМЫ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

О трехмерности мира графического дизайна
Дискуссия | 18
От 08  февраля  2006

ЭРИКСОН-ШОУ

О графическом стиле «Золотой пчелы»
Дискуссия | 38
От 01  февраля  2006

ДОБРОТОЛЮБИЕ ДИЗАЙНА

Лучшая работа года и ее молодой автор
Дискуссия | 36
От 26  января  2006

ГОРЯЧАЯ ДВАДЦАТКА

Оглядываясь на всё хорошее...
Дискуссия | 91
От 19  января  2006

ВПЕРЁД И ВВЕРХ!

Напоминание о главных дэдлайнах первой половины 2006 года
Дискуссия | 28
От 12  января  2006

ИТОГИ ГОДА

Прощание с 2005-м в картинках и ссылках
Дискуссия | 55
От 29  декабря  2005

МОЛОДЕЖКА ЗОЛОТОЙ ПЧЕЛЫ

Пространство и возраст творческой свободы
Дискуссия | 22
От 22  декабря  2005

УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ

Высокий шатен в разных ботинках и картинках
Дискуссия | 33
От 15  декабря  2005

СТОЛИЦА ЗНАКОВ

О странностях любви к городу и знаку
Дискуссия | 30
От 08  декабря  2005

О ВИДИМОМ-НЕВИДИМОМ

Все тайное становится явным
Дискуссия | 32
От 01  декабря  2005

ПИСЬМО СЧАСТЬЯ

Открытое письмо попечителям "Золотой пчелы" и всем остальным
Дискуссия | 26
От 24  ноября  2005

МОЛИТВА ЗА ДИЗАЙНЕРА

История одной встречи в дизайнерском раю...
Дискуссия | 19
От 14  ноября  2005

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ДИЗАЙН И ДИЗАЙНЕРОВ
БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН
РЕДАКЦИОННЫЙ МАГАЗИН
МАГАЗИНЫ МОСКВЫ
ГОРОДА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ
Сергей Иванович Серов с его уникальной ролью в отечественном и мировом графическом дизайне, многогранной деятельностью и масштабом личности не укладывается ни в какие рубрики, кроме авторской.

ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ

Любая классика ретроспективна. Все лучшее для нее всегда в прошлом, в античности или других золотых веках. «Древние мастера украли все наши лучшие идеи». Неудивительно, что общее название классических шрифтов — «антиква». Как известно, среди них различают антиквы старого, переходного или нового стиля, венецианские, французские, голландские или английские… Но с типологической точки зрения важнее не различия между ними, а единство. Что их роднит? Изящество, рафинированность, «породистость». Просторные, свободные внутризнаковые пространства, затейливо обустроенные вручную. Мягкое, нежное изменение толщины штрихов, каллиграфичность рисунка, теплота следов ручной работы. Малоконтрастность основных и соединительных штрихов. Мелкое очко строчных букв с длинными выносными элементами, создающими вокруг себя обширную ауру, требующую больших апрошей. Элегантные открытые элементы и деликатные засечки. Ощущение легкости, воздушности, прозрачности… Гармония «серебра» зарождается в книжно-классической парадигме уже на уровне отдельной буквы, которая дышит сложно организованным равновесием черного и белого.

 

Bembo

Garamond

Caslon

Baskerville

Далее эта гармония распространяется на следующий уровень типографического пространства, когда буквы соединяются в слово. Здесь она достигается за счет оптического баланса внутрибуквенных просветов и межбуквенных пробелов. Особенно, когда слово стоит отдельно от текста, в заголовках, в акцидентных надписях. Тогда классическая типографика использует прописные буквы и набирает их в разрядку, которая визуально уравновешивает между собой внутрибуквенные и межбуквенные пространства.

 

 

 

«Оптический баланс» — узкий вход в широкий мир классики. Мои студенты надолго застревают в этих дверях. Они порой доходят до отчаяния, пытаясь уравновесить собственные имена. Родные буквы становятся вдруг неприступными, церемонными, высокомерно заявляющими друг другу: «Здесь мое пространство, здесь твое пространство»…

 

 

 

 

Но типографика складывается не из букв, а из строк (о чем, увы, до сих пор даже не подозревает большинство наших дизайнеров). Формообразующее значение здесь имеет еще один тип «пространства между» — пробелы между словами. Тайна гармонии классической строки проста: строка должна восприниматься как линия, как равномерно текущая серебристая река. Мерой плавного приближения слов друг к другу служит зрительное ощущение неслиянности слов при нераздельности строки.

 

 

На деле всё оказывается совсем не так уж просто. Студенты ВАШГД это точно знают.

 

 

 

 

Классический интерлиньяж — следующий тип «пространства между». Оно зафиксировано в самом термине: «между строками». «Золотое правило» классической типографики: расстояние между строками должно быть больше, чем между словами. Это обеспечивает гармоничный баланс между линейным характером отдельных строк и плоскостным эффектом всего набора.

 

 

 

Легкое дыхание строк — как оно тяжело дается!

 

 

 

 

 

При слишком большом расстоянии между словами в строке или слишком маленьком интерлиньяже возникают «коридоры» — вертикальные или диагональные «дырки», случайные связи совпадающих или близко расположенных один под другим межсловных пробелов в смежных строках.

 

 

Это случается не только в отечественной типографике. И не только на бумаге. Вот мраморная плита со списком всех пап, захороненных в соборе святого Петра в Риме. В строчках заголовка — немыслимые «дырки».

 

Но Ян Чихольд на это невозмутимо заметил бы, что и раньше, в благословенной древности существовало немало сделанного неискусно. Ошибки не надо принимать в расчет. Учиться надо на хороших примерах.

архив статей
архив статей
на главстраницу
на главстраницу
12:55 23.02.2006 | trinco | е-почта: trinco@savva.ru

неожиданно для дня красной армии
15:13 23.02.2006 | ширышев | е-почта: lastikoff@yandex.ru

Спасибо за статью, Сергей Иванович. Вроде всё знаешь, а все равно прочтешь и чем-то новом задумаешься. Вот и задумался.

Классическая типографика как и латиница имеет античные корни. А кириллица этих корней не имеет. Собственно, даже глядя на приведенные примеры видно, "кто в доме хозяин". Кириллические шрифтовые композиции с закосом под классику явно проигрывают латинским. Именно с закосом. Для киррилицы классика что-то вроде голандских камзолов на вчерашних холопах.
Смешно. Может классическая типографика это вообще не наше?
И чего мы все на это колонну Траяна молимся?? Ну все равно НИКОГДА у нас не будет так же красиво. По всем понятным и уже сто раз обмусоленным причинам.
Посмотрите на древнеславянские рукописи, на устав, полуустав, вязь. На нашу прекрасную каллиграфическую скоропись. Вот где надо искать источник вдохновения и корни киррилической типографики.
15:15 23.02.2006 | ширышев | е-почта: lastikoff@yandex.ru

ошибок понаделал.. конечно же "кириЛЛица".
17:51 23.02.2006 | Дюша Кицен | е-почта: kitsen@martdesign.ru

От той кириллицы, что шла в уставах и полууставах, Петр немного оставил. Поэтому, Саша, позволь не согласиться с тобой на все сто. Та кириллица, которой мы пользуемся все равно ближе к латинице, чем глаголица и уставы. Если и искать источник вдохновения древнеславянских рукописях, то пожалуй, сначала нужно произвести еще одну шрифтовую революцию.
Приведенные примеры упражнений студентов выполнены исключительно из прописных, так что не такая уж великая разница с латиницей, и почему бы тогда не оглядываться на колонну Траяна? В конце концов, научившись работать с кириллицей, уж с латиницей справятся на раз-два.
18:26 23.02.2006 | Маша Ру | е-почта: marshmellow@yandex.ru

СЛОВО ? наше всё!

Смею мечтать, чтобы это все почитали некоторые заказчики и худруки)
18:45 23.02.2006 | ширышев | е-почта: lastikoff@yandex.ru

Ближе-то она ближе, но рожденный ползать летать не может.
Латинская типографика к классике пришла сквозь много веков. Через римский капитальный шрифт, каролинский минускул и Альда Мануция. Когда на западе во всю печатали книги с "серебром", наша типографика все еще варилась в собственном соку и не под какую классику подстраиваться и не думала.
У нас тоже были века! Но СВОИ. А их взяли и перечеркнули одним махом. И 300 лет пытаемся из коровы племенного жеребца вывести. Может стоит попытаться пойти другим путем?

Говоря о старославянском наследии, я не предлагаю тупо копировать рукописи и лепить "ижицу" везде где только можно. Я говорю только об источнике вдохновения, о попытке нащупать если не 4ую парадигму, то хотя бы какой-то инструмент, которым можно было бы подрихтовать заточенную под латиницу классику, придумать какие-то свои законы.

И все это написал к одной мысле: классическая парадигма, серебро и "красота красивая" никогда по хорошему не ложились и никогда не лягут на кириллицу в той ситуации, которую мы сейчас имеем.
В модернистской и постмодернистской парадигме кириллица ведет себя намного лучше! А все потому, что они появились уже после появления современной кириллицы. Не кириллица легла на парадигму (как в случае с классикой), а парадигма легла на кириллицу.

Либо надо продолжать латинизировать шрифт, до предела приближая его к латинице. Но для этого нужна еще одна шрифтовая революция.
18:50 23.02.2006 | Дюша Кицен | е-почта: kitsen@martdesign.ru

Ага, так и договоримся до революции :)
Только... не будет ее для латиницы. Всеобщая будет, а мы как обычно, подтянемся сбоку и будем на себя это все примерять... и уж то из этого получится, кто знает.
Все витками развивается, постмодернизм вот вроде тоже на излете, а значит надо ждать либо "новой" классики, либо, как ты верно заметил, 4-й парадигмы.
22:46 23.02.2006 | КРЕАТИН | е-почта: cr@cr.cr

Александр, вот Вы и вывели корни русского конструктивизма да и Баухауза, пожалуй, тоже...
23:54 23.02.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

"...парадигма легла на кириллицу..." -- это не для дня Красной Армии, а уж скорее для 8-го марта...

С моей точки зрения, показанные работы студентов замечательно демонстрируют, что дело не в нехорошести кириллицы, а в качестве конкретных шрифтов. Когда студент берет гарнитуру Лазурского или ITC Гарамон, которые профессионально спроектированы, все у него получается, даже если он Надежда Константиновна. Ну, почти все, при минимальном внимании и чувстве ритма.

А вот как только дело доходит до Palatino Linotype или Linotype Beskerville или чем там набрана ТАИСИЯ -- самодельным Траяном вроде -- вот тут-то и происходит Большой Облом. И сразу хочется перейти на Ижицу или что-то не менее патриотическое. Инда взопрели озимые...

Просто надо брать *хорошие* кириллические шрифты, и тогда все получится. Уважаемые типографы, тщательнее выбирайте строительный материал.
23:56 23.02.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

"...парадигма легла на кириллицу..." -- это не для дня Красной Армии, а уж скорее для 8-го марта...

С моей точки зрения, показанные работы студентов замечательно демонстрируют, что дело не в нехорошести кириллицы, а в качестве конкретных шрифтов. Когда студент берет гарнитуру Лазурского или ITC Гарамон, которые профессионально спроектированы, все у него получается, даже если он Надежда Константиновна. Ну, почти все, при минимальном внимании и чувстве ритма.

А вот как только дело доходит до Palatino Linotype или Linotype Beskerville или чем там набрана ТАИСИЯ -- самодельным Траяном вроде -- вот тут-то и происходит Большой Облом. И сразу хочется перейти на Ижицу или что-то не менее патриотическое. Инда взопрели озимые...

Просто надо брать *хорошие* кириллические шрифты, и тогда все получится. Уважаемые типографы, тщательнее выбирайте строительный материал.
13:07 24.02.2006 | Дюша Кицен | е-почта: kitsen@martdesign.ru

вот, кстати, пример неправильной верстки абзаца. к сожалению, не у кого-нибудь, а у Логвина с Брябриным :((
http://logvin.ru/russian/life/2006/22.02.06.2.shtml
17:37 24.02.2006 | Новичков | е-почта: beginners@rambler.ru

http://www.ljplus.ru/img/b/e/beginners/IMG_1950.jpg
17:47 24.02.2006 | КРЕАТИН | е-почта: cr@cr.cr

Для 13:07 24.02.2006 | Дюша Кицен
Возможно, Логвины/Брябрин хотели таким вот абзацем (за счет апрошей и интерлиньяжа) изобразить на картинке Луну :-)
23:48 24.02.2006 | Андрон | е-почта: klozedezign@mail.ru

спасибо вам, за возможность перечитать прослушанную лекцию.
10:14 25.02.2006 | с е р. и в. с е р о в | е-почта: serov@mega.ru

ох, андрон! здесь не лекция, а, скорее, семинар. так что спасибо - некрасиво, надо личное мнение выражать...

10:24 25.02.2006 | с е р. и в. с е р о в | е-почта: serov@mega.ru

ах, андрюша-дюша! научил на свою голову! вернее, на голову логвина! теперь как неофит -классикой как дубинкой: "правильно" -"неправильно"...
10:48 25.02.2006 | с е р. и в. с е р о в | е-почта: serov@mega.ru

ух, ширышев! захватывает дух от размаха! широк русский человек, я бы сузил...
11:55 25.02.2006 | ilya | е-почта: ilya@logvin.ru

правильно или неправильно - уже давно определяется не cтолько выполнением правил, сколько точностью попадания в "цитируемую" стилистику (а здесь цитирование было)...
а иногда нарушить надо для того, чтоб зацепить...
06:56 26.02.2006 | Дюша Кицен | е-почта: kitsen@martdesign.ru

Илья, зацепили звездочкой :) А абзац не катит. ИМХО
07:02 26.02.2006 | Дюша Кицен | е-почта: kitsen@martdesign.ru

Неа, Сергей Иванович, не неофит. Но если классика -- так классика, и придерживаться ее следует в правилах. Иначе, зачем было такой шрифт выбирать? Ну, это конечно, опять же, субъективное мнение.
10:26 26.02.2006 | эрмин | е-почта: ru@ru.ru

тут говорится о печатной книге, а не о рукописной. а печатное дело в россии начало развиваться нормально только при петре i. до этого, конечно, книгопечатание существовало целый век, но в таких условиях, в которых оно вряд ли могло развиваться.

так что, всё-таки, это и есть наша традиция. заимствованная, да, но другой нет.
13:50 26.02.2006 | Таисия | е-почта: ttasya@yandex.ru

Какой чести удостоился наш "всамделашный" Траян, если сам Jeff не побрезговал упомянуть о нем. Единственое, что прошу учесть - он был спроектирован не для такого мелкого кегля. Но все равно, я чувствую себя почти что Анастасией Волочковой
15:23 26.02.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Дорогая Таисия, а что же Вы используете Ваш шрифт в таком не предназначенном кегле? Или благодарите за это Сергея Ивановича. Но если Вы (несмотря на иронию) все-таки согласны, что с Вашей надписью что-то не то, особенно на фоне ITC Гарамона, значит, Ваш шрифт нуждается в доработке.
21:17 26.02.2006 | с е р. и в. с е р о в | е-почта: serov@mega.ru

ах, дюша! уймись, чудак-человек! классика - стремление к гармонии, умиротворенности. а у тябя такая борьба за мир, что скоро в живых никого не останется.

ну чего ты к логвину с брябриным привязался? они что, делают строгую историческую стилизацию трактата о лечении заболеваний, передающихся половым путем? с ядреным градиентом? черным силуэтом девушки? трахометром? не утыкайся в шрифт, посмотри шире: они делают эклектичную попсу (это не ругательство, констатация факта). а классическую типографику "используют", как один из языков, которым часто пользуется медицина (древние рецепты, традиционные методики и т.п. ассоциации). используют по делу и неплохо - во всяком случае во всей этой истории шрифтовой блок - самый приличный элемент. конкретное сочетание слов и разбивка строк такая, что ни одного коридора, ни одной дырки в шрифтовой композиции нет! грамотно скомпоновано. несмотря на уменьшенный интерлиньяж - симметрия, серебро и легкое дыхание налицо. классику "засветили", да еще и свою выгоду поимели - луну изобразили.

кстати, шрифт, которым они это несанкционированно набрали - та самая траяница, студенческий проект вашгд, за который таисии лушенко незаслуженно досталось от мэтра ефимова. логвин плохое лямзить не станет...
03:38 27.02.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Я, извините, не метла и не кнут, что от меня кому-то "достается". Заслуженно или незаслуженно я покритиковал продемонстрированный шрифт -- пусть рассудит история. Я могу конкретизировать свое мнение, но, очевидно, здесь для этого не очень подходящее место.

Картинка на сайте Логвина, между прочим, лишнее доказательство (при внимательном рассмотрении), что подобный шрифт (имитация архитектурного) -- не очень хорошо работает в качестве наборного даже в такой акциденции. В частности, форма буквы Д мне внушает опасения. А лямзить можно с различными целями, и это не доказательство качества.

И вообще, чем сразу обижаться на критику или грудью вставать на защиту -- взяли бы и нашли ошибки в моих собственных шрифтах. Если бы это было доказательно, я бы спасибо сказал и поправил. Хорошо еще, что никто не стал от меня зашищать Германа Цапфа, которого я тоже обругал (но никто не заметил)...
11:43 27.02.2006 | Таисия | е-почта: ttasya@yandex.ru

Действительно, Владимир Венедиктович, (честно говоря, не знала, что это вы) шрифт нуждается в доработке. И Д там не доделанная, Л и У заваливаются...

Когда мы начали делать задание Сергея Ивановича, у нас был уже сделан этот шрифт, глупо было не попробовать его в деле. В тот момент мысль, о том что бы его доделать, не могла прийти. От него все слишком устали, он "присмотрелся" и в таком виде казался готовым.

Искать ошибки в ваших шрифтах было бы довольно самонадеянно. Мы с вами в разных весовых группах находимся. Но стали бы вы прислушиваться к моему мнению?

P.S. единственное не поняла, почему вы назвали его имитацией архитектурного, если он сделан по Траяну
11:55 27.02.2006 | Таисия | е-почта: ttasya@yandex.ru

Сергей Иванович, огромное вам личное спасибо за вмешательство в наш спор.

Честно говоря, очень сожалею, что не совсем старательно выполняла ваши задания по модернизму и постмодернизму. Мне было трудно вас понять, общая концепция ясна, но значения многих слов, вами употребляемых, я так и не уловила.

Может мое раскаяние послужит уроком первому и второму курсу.
12:22 27.02.2006 | narod | е-почта: narod@narod.ru

А Цапфа-то где-когда-за что?
12:26 27.02.2006 | Дюша | е-почта: kitsen@martdesign.ru

Сергей Иванович, Вы чего? :)))) Я не воюю и не привязался :) И про "эклектичную попсу" я прекрасно понимаю :) Но остаюсь при своем скромном мнении. Не в тему там классический шрифт, и это ИМХО. Логвинские работы по шкале "слово_____образ" всегда ближе к "слову". Однако над образом поиздевались :) Даже покуражились. И появись эта работа неделей раньше, чем данная статья, я бы про нее и не упомянул всуе.
А статья полезная. Всем ссылку рассылаю.
15:20 27.02.2006 | Аглая | е-почта: rozovo.sobako@gmail.com

большое спасибо, Сергей Иванович
17:24 27.02.2006 | svetlana | е-почта: svetlana@nikola.su

2 Таисия:
P.S. единственное не поняла, почему вы назвали его имитацией архитектурного, если он сделан по Траяну
...
Имитация архитектурного, т.к. взят он с надписи на постаменте колонны императора Траяна, высечена надпись на камне (колонна мраморная), колонна, если не ошибаюсь, архитектурный объект...
Прости, что отвечаю вместо Владимира Ефимова
))
19:45 27.02.2006 | ширышев | е-почта: lastikoff@yandex.ru

Смешались люди и кони, Ефимовы и Таисии, Логвины и Траяны =)
Проблема на лицо, господа.

А у Городона меж тем вот-вот выйдет чудесная книжка. Не Чихольд конечно, но все-таки попытка исследовать анатомию кирилицы. Возрадуемся же!

Забавно, что еще в январе, задолго до анонса оной, обговаривая с Е.М. Добровинским тему его мастер-класса в Великом Новгороде мы сошлись на абсолютно таком же направлении: анатомия кириллической графемы, эволюция алфавита, кириллическая каллиграфия и пр.

Назрело, перезрело и вызрело. Сколько не изучай "западные аналоги", а без глубокого понимая истоков кириллицы дальше нельзя.
22:00 27.02.2006 | Taисия | е-почта: ttasya@yandex.ru

То что он с колонны Траяна, Svetlana, мне уже успели рассказать. Так значит его называют архитектурный, потому что он использовался на архитектурном объекте?
23:28 27.02.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Дорогая Таисия, шрифт надписи на постаменте колонны Траяна -- наиболее известный (если хотите, лучший) образец римского монументального шрифта capitalis monumentalis, который в течение 300 лет использовался для изготовления надписей на общественных зданиях Римской империи. Именно поэтому я назвал его архитектурным, хотя его так же можно назвать и скульптурным. Важно, что это не рукописный и не наборный шрифт. (Наборного в Древнем Риме не было, но была рукописная разновидность монументального -- т.н. квадрата, capitalis quadrata).

Собственно, я имел в виду, что при переводе рисунка шрифта, предназначенного для объектов архитектуры, в наборную форму его обязательно нужно нескольку переработать с учетом наборной специфики (повторяемости знаков, унификации форм, расположения их на линии шрифта и т.д.). Ваш же шрифт, как мне кажется, слишком буквально повторяет форму знаков шрифта Траяна. Кроме того, при перерисовке некоторые особенности его формы получились несколько преувеличенными, что естественно для надписи или каллиграфии, но не очень хорошо для наборного шрифта. И вообще как учебное задание Траяница вполне себя оправдывает, но по существу это только эскиз шрифта, нуждающийся в доработке, как мне кажется. И это хорошо заметно на иллюстрациях выше.

А вообще-то я писал совсем про другое -- что нечего зря ругать кириллицу, что получается некрасиво, если применяешь не совсем те (или совсем не те) шрифты.

Кстати, если Вы все же найдете в моих работах ошибки (и обоснуете свое мнение), я действительно постараюсь их исправить, если это будет возможно, или учесть на будущее.

Вынужден, однако, всех разочаровать -- книга Гордона выйдет не "вот-вот", а в лучшем случае через некоторое время, поскольку еще "варится бумага". Только не понял, где тут кони?
23:36 27.02.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Кириллическую версию гарнитуры Palatino Linotype, которую я тоже обругал, проектировал Герман Цапф, как и латинский прототип Palatino. Ей набрано ЕВГЕНИЯ АРШАТСКАЯ.
02:02 28.02.2006 | ширышев | е-почта: lastikoff@yandex.ru

Владимир Венедиктович, вы уже второй раз предлагаете найти ошибки в Ваших шрифтах. Пользуюсь уникальной возможностью.
Ошибок я не нашел, но у меня есть провакационные вопросы к вашим (и не только к Вашим!) шрифтам:

1.Почему строчная русская буква У один в один похожа на латинскую строчную Y?
2.Почему строчна русская курсивная Т один в один похожа на латинскую строчную курсивную M?
3.Почему русская буква Р(эр) похожа на латинскую P (пи)?
Звуки разные, эволюция букв разная, почему буквы-то в копейку должны быть похожи?

А между тем есть два противоположных примера:
1. Буква К латинская и кириллическая в мало-мальски профессиональном шрифте (в том числе и в Ваших) разные: что строчная, что прописаная. (и это при том, что звук один!)
2. В так нелюбимом Вами Minion строчные буквы Y и У немного различаются.

И последний вопрос: почему в некоторых шрифтах Паратайп (антиквенных) буква Э это перевернутая С с горизонтальным штрихом (в данном случае я имею ввиду игнорирование нижнего каплевидного элемента у буквы Э)?
02:15 28.02.2006 | mark | е-почта: mark@ru.ru

Лекция 1-го курса в Строгановке...

Комментарии Ефимова - глас вопиющего в ПУСТЫНЕ...

ps
это ничего, что я не употребил слово "парадигма"? :)
08:42 28.02.2006 | практика Дарвина | е-почта: practicadarwina@yandex.ru

очень интересная тема, правда
не пропускаю ни одной буквы

скажу просто, как дилетант:)
в европейских «нелатинских» странах проблему решили?!
думаю, в большей части решили
и не на уровне «шрифта»
эволюция, она одна на всех
для многих, к сожалению, национальность — только преграда
12:14 28.02.2006 | Прокурор))) | е-почта: noname@noname.noname

Уважаемый Практичный Дарвин!
Я очень хочу попросить вас яснее выражать свои мысли.
Извините, но ваши очень многочисленные высказывания и здесь, и на Составе, производят впечатления словесной жвачки.
Проявите, пожалуйста, уважение к читателям данных сайтов.
17:27 28.02.2006 | дзен лаборант Никита | е-почта: realska@yandex.ru

Западные ученые доказали, что прослушивание классических композиций способно избавлять людей от различных заболеваний.
Когда набираешь антиквой и стремишься к гармонии, нужно прежде всего убраться у себя в доме. Потом навети порядок в голове и только потом садиться работать. Тоже своего рода лечение получается.
18:14 28.02.2006 | Маша | е-почта: mberlyand@gmail.com

Моя ремарка скорей обращена к студентам. Классику "нахрапом" не возьмешь, невозможно сесть в понедельник утром и сделать задание, которое кажется таким простым (всего то имя написать). Нужно несколько подходов. Гармония необходима, о которой пишет дзен лаборант Никита.
А это к Серегею Ивановичу. Спа.... Ой, другое хотела сказать.
Вы совершенно неправильно проинтерпретировали мои слова, о "фонаре", который повесил в темноте невежства Чихольд.
Я не собираюсь вооружившись этим "золотыми" правилами как костылями удариться в академизм. Просто для того чтобы наружать правила, их необходимо сначала знать. Без знания классики, невозможно (я полагаю) быть хорошим дизайнером. А вы мои слова передернули, либо хотели мои словами проиллюстрировать мысль о том, что на одних правилах далеко не уедешь. Задним числом парирую, хотя "после драки, кулаками не машут".
19:36 28.02.2006 | Mia | е-почта: mariarek@yandex.ru

С О Л И Д Н Я К Л Ю Б И Т К Л А С С И К У !
01:05 01.03.2006 | Maша | е-почта: mberlyand@gmail.com

Може кому-то покажется не к месту, но это только кому-то. Цитата из Поля Рикера (Paul Ricoeur)
"Галилейское чудо умножения хлебов - это притча о слове, о богатейшей способности слова преумножаться при разделении его в общении..."
04:45 01.03.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

2 Ширышев:

Вообще-то здесь не место задавать провокационные вопросы. Вон в ЖЖ на ru_typography объявился с красным флагом один любитель провокационных вопросов и ответов, так скоро ЖЖ читать будет нельзя.

Тем не менее -- хотя на провокационные вопросы я уж лет 40 не отвечаю -- все-таки. На первые три вопроса отвечаю тоже вопросом: Почему Луна не из чугуна?

Вопрос 4. Почему в некоторых кириллических шрифтах форма К отличается от латинской, а в других нет, независимо от профессионализма разработки? Зависит от гарнитуры. Чаще всего в антикве и в гуманистических гротесках они разные, а в прочих гротесках одинаковые, но из этого правила полным-полно исключений. Например, во ФриСете они одинаковые, а в Прагматике разные. В Ньютоне и Литературной одинаковые, а в Гарамоне и Кэзлоне разные. Я надеюсь, Вы не считаете перечисленные шрифты непрофессиональными.

Вопрос 5. Действительно, у Миньона кириллическая "у" и латинская "у" имеют хвосты разной формы. По-моему, это только говорит о качестве Миньона или об иллюзиях Слимбаха. Ничего ужасного в латинском хвосте "у" с точки зрения кириллицы нет, он вполне мог бы быть и таким.

Про последний вопрос (о форме буквы Э в шрифтах ПараТайпа) пожалуйста, подробней -- конкретно у каких шрифтов и что происходит. И, если возможно, не здесь, а в ЖЖ. Потому что я боюсь, что здешней аудитории наша дискуссия не очень интересна, да и удобнее там переписываться.

С приветом, Jeff
08:14 01.03.2006 | практика Дарвина | е-почта: practicadarwina@yandex.ru

тон сообщения 08:42 28.02.2006 мог показаться категоричным
прошу воспринимать утверждения как вопросы
заранее благодарен за ответы
14:31 01.03.2006 | ширышев | е-почта: lastikoff@yandex.ru

2 jeff
Спасибо, но мне вашей иронии достаточно, чтобы понять, что поднимать подобные темы бессмысленно, что здесь, что в ЛЖ.

Продолжаем дружно клонировать западные шрифты и ошибки Великого Петра.
01:57 02.03.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

На конкретные вопросы я стараюсь дать конкретные ответы. На абстрактные или слишком общие вопросы ответов либо нет, либо надо отвечать целой статьей. Для чего, очевидно, здесь не место. Да и нет у меня большого желания объяснять, почему ночью темно, а днем светло. Предпочитаю воспринимать эти факты как данность и действовать соответственно.

Вам, между прочим, никто не мешает исправлять "ошибки Великого Петра" и делать оригинальные шрифты. Радует также, что Вы знаете, что у Петра были ошибки. Поделитесь знанием-то...

Последнее. А вот Вы от моего конкретного вопроса уклонились (про букву Э).
12:58 02.03.2006 | ширышев | е-почта: lastikoff@yandex.ru

Если Вы готовы ответить на вопрос по поводу Э, позвольте всё же здесь продолжить, а не в ЛЖ. Тем более что наш диалог идет в ключе основной темы: якобы "легкого дыхания" кириллицы.

Рассматриваю только антикву (исключая эксперементы вроде Чартер и Свифт).

В Ваших шрифтах:
Киш
Ньютон (в нём и кириллическая К проигнорирована)
Октава

Не в Ваших шрифтах (но Паратайповских):
Адонис
Бажановская
Гарамонд
Ориджинал Гарамонд
Кузанян
Литературная
Лазурский
Мысль
Квант Антиква
Светлана

Я хуче обратить внимание не только на отсутствие капли (в каких-то шрифтах может классическая капля и неуместна), а именно на принцип формирования буквы Э путем банального зеркалирования С, характеризующий сформировавшийся подход к разработке шрифтов: максимально клонировать западный образец и слепить недостающие кириллические литеры словно франкенштейнов.

Обратите внимание на Битсрим, к примеру. Там нет капли, но вместе с тем это и не перевернутая С.

По поводу вашего вопроса не считаю ли я шрифты, где латинская буква К склонирована в кириллицу, непрофиссиональными.
Да. Я считаю их непрофессиональными.
16:27 02.03.2006 | kot | е-почта: kot@leopold.ru

ребята, давайте жить дружно
21:21 06.03.2006 | Алексей | е-почта: waterpo@list.ru

И то правда, kot: красотища-то какая, а они собачатся.
02:33 07.03.2006 | Jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Мне кажется, что делить шрифты на профессиональные или нет только по отсутствию в них специальной кириллической формы К не очень разумно и профессионально. Ясно, что если в кириллице вместо И использована зеркально отраженная латинская N, то ее автор имеет весьма отдаленные представления о кириллическом шрифтовом дизайне. Но если в кириллице использована латинская форма К, может быть, у дизайнера был такой специальный замысел? Иначе в непрофессиональные шрифты можно записать не только Ньютон, но и гарнитуру Лазурского, и Литературную, и Новую журнальную, и Квант-Антикву, не говоря о ФриСете, Эрасе, Футуре, Синтаксе и Кабеле.

Насчет прописной Э. Я полностью согласен, что неправильно делать ее из зеркально отраженной С. Но, честно говоря, в перечисленных Вами шрифтах ее никто так и не делал. Каждый раз дизайнеру приходилось вмешиваться в рисунок из-за наличия среднего элемента и обратной динамики знака. Возможно, это не очень заметно. Тем не менее, если попробовать совместить контуры Э и отраженной С, думаю, что они не совпадут. Я по крайней мере никогда не использую зеркально отраженную С в чистом виде.

Насчет "классической капли" на конце нижнего штриха Э. Я не думаю, что она классическая в смысле обязательности. Действительно, в некоторых гарнитурах Э с каплей смотрится естественно. Как правило, это шрифты, относящиеся к переходной антикве или антикве нового стиля (таких, как Баскервиль, Бодони и аналогичные). Капли смотрятся естественно также в шрифтах типа Кларендон (Сенчури, Школьной, Журнальной и т.д.), потому что эти шрифты произошли от антиквы нового стиля (классицистической). Однако есть шрифты, которым капли противопоказаны, например, Сэнтор, Гарамон, Рокуэлл, Официна Сериф. В конечном итоге это тоже решает дизайнер, и, наверное, прежде чем записывать его в непрофессиионалы, стоит попробовать понять, почему он принял то или иное решение по форме отдельных знаков, насколько оно поддержано формой других знаков и оправдано с точки зрения образа всего шрифта.

Я не согласен также с тем, что Чартер или Свифт -- это эксперименты. По-моему, это сейчас вполне традиционная текстовая антиква, а нынешние эксперименты в области шрифтовой формы выглядят гораздо свирепее.

Последнее. Когда я разрабатываю кириллическую версию какого-то латинского шрифта, я не ставлю задачу "максимально клонировать западный образец и слепить недостающие кириллические литеры словно франкенштейнов". Наоборот, я стремлюсь по возможности сохранить стилевые особенности прототипа в условиях иной графической системы (кириллицы), чтобы обеспечить максимальное соотвествие их друг другу в наборе. Поскольку многоязычная латино-кириллическая типографика сейчас стала реальной необходимостью нашей культуры.
20:28 11.03.2006 | Катя Ельцова | е-почта: knowl@yandex.ru

Немного отклонюсь от темы.

Недавно Сергей Иванович спросил меня (в прошлом музыканта) есть ли связь между классической музыкой и классической типографикой. Обдумывая этот вопрос, передо мной стали открываться довольно любопытные, с моей музыкантской точки зрения, вещи. Связи и параллели просматриваются ото всюду.

Начну с антиквенной буквы.
Классические композиторы очень любили использовать различные мелизмы (небольшие мелодические украшения, такие как морденты, форшлаги, трели, легкие опевания звуков). Вроде бы никто, кроме профессионала с тренированным слухом, не станет выделять для себя каждый из таких «архитектурный» элементов, анализировать и т.п., а в общей своей звучащей массе создается ощущение изысканности, достоинства, особенный привкус классики, который ни с чем не возможно перепутать.

То же самое можно сказать и про антиквенную букву. Ее особые «мелизмы» – это засечки, выносные элементы, изящные капли, тонкая игра толщины штрихов, вся ее каллиграфичность. Складываясь в слова, строки, текстовые блоки, антиквенные буквы с присущими только ей этими особыми «архитектурными мелизмами», рождают тот самый неповторимый аромат с е р е б р а классической типографики.

Получается стройный и звучный «оркестр» из классической типографики и классической музыки.

Конечно, далеко не только мелизмы…

Буду писать и рассуждать дальше (надеюсь, вы понимаете, что моя интерпретация очень свободна, не судите меня строго).
Если кому-нибудь интересна и близка эта тема – присоединяйтесь.
14:05 14.03.2006 | svetlana | е-почта: svetlana@nikola.su

очень интересная тема!

у меня была преподавательница по живописи, в прошлом музыкант, одно время она переводила музыку в цвет, искала соответственно звуку колер, у нее даже таблица такая была...
18:33 10.08.2008 | Алексей | е-почта: microfobus@rambler.ru

Большое спасибо Сергей Иванович классические правила к сожалению сейчас в дизайне такая редкость. Получил вектор для самообразования.
10:04 08.01.2009 | Андрей | е-почта: delo@wsait.ru

создание и разработка стильных интернет магазинов wsait.ru
Автор:
E-mail:
Мнение:
 

«NISSAN JUKE. ПОКАЖИ ХАРАКТЕР!»

Творческий конкурс на разработку графического образа имиджевого персонажа для автомобиля Nissan Juke