КОРПОРАТИВЧИК НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

Как основатели магазина «ГУМ-Артиколи» реконструировали НЭП
От 04  февраля  2011

PERESTROYKA

Образ советского города конца 1980-х: на стыке эпох
Дискуссия | 2
От 24  декабря  2010

А БЫЛ ЛИ ЯГУАР?

Мехико-68: праздник спорта и дизайна
Дискуссия | 3
От 15  ноября  2010

СЛОВО О ВАНДАЛИЗМЕ

Фактор «архитектурного затемнения»
Дискуссия | 3
От 24  апреля  2009

КРЫШНАЯ ЭКЗОТИКА

Звезда и смерть «Публиколора»
Дискуссия | 5
От 27  февраля  2009

ЭТО ЧУДНОЕ ИМЯ ЭЛИН

Чудо техники о 103 900 автомобильных лампочках
Дискуссия | 42
От 24  февраля  2009

ЗЕМНОЕ ЧРЕВО

Рождение и реконструкция планет
Дискуссия | 3
От 20  января  2009

ФАНЕРНЫЙ ЮБИЛЯР

30 лет афишному стенду
Дискуссия | 1
От 05  декабря  2008

ОЛИМПИЙСКИЙ ТАЛИСМАН

Настоящее и прошлое спортивного бестиария
Дискуссия | 2
От 21  ноября  2008

ПЯТЬ КОЛЕЦ И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Дизайнерское обеспечение московской Олимпиады
Дискуссия | 7
От 06  ноября  2008

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Главхудожник главдизайна
Дискуссия | 1
От 23  октября  2008

ОБРАЗ ГОРОДА, ФАСАД ГОРОДА, ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ – ВСЕ ПРИВЫКЛИ, ЧТО ИХ СОЗДАЮТ АРХИТЕКТОРЫ. НО РОЛЬ ДИЗАЙНЕРА В УРБАНИСТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ТОЖЕ ВЕЛИКА – КТО, КАК НЕ ОН, ОФОРМЛЯЕТ УЛИЦЫ К ПРАЗДНИКУ, ДЕЛАЕТ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И ВЕЧНО СПОРНУЮ НАРУЖНУЮ РЕКЛАМУ? ИСТОРИИ ЭТИХ ЯВЛЕНИЙ ПОСВЯЩЕНА КОЛОНКА «У ВСЕХ НА ВИДУ».
БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН
РЕДАКЦИОННЫЙ МАГАЗИН
МАГАЗИНЫ МОСКВЫ
ГОРОДА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ
Алексей Владимиро-
вич Сазиков, кандидат искусствове-
дения, старший научный сотрудник ГУ ВНИИТЭ

ПЯТЬ КОЛЕЦ И МНОГОЕ ДРУГОЕ

Сейчас шумиха вокруг грядущей сочинской олимпиады как-то приутихла, многие даже стали сомневаться в том, что она действительно состоится. А между тем для дизайнеров Олимпийские игры всегда были исключительной возможностью попробовать свои силы. Для некоторых работа над дизайнерским обеспечением игр стала своеобразным творческим трамплином, привела к известности.

 

Конечно, у нас взаимоотношения профессиональных художественных кругов со спортивными властями всегда были непростыми. Чиновники, привыкшие к холуйству и подхалимажу, на дух не переносят дизайнерского вольнодумства, а потому прибегают к помощи профессионалов только в исключительных случаях. Думаю, сейчас представился как раз такой случай, только наверняка история с конкурсом, как это обычно и бывает, затянется до последнего момента. Так что для дизайнеров настало самое подходящее время обдумать варианты своего будущего гениального проекта.

Наша страна уже имела опыт подготовки и проведения Олимпийских игр, и, надо сказать, довольно успешный. Многие вещи, впервые опробованные на Московской Олимпиаде 1980-го года, вошли в традицию всех последующих олимпийских состязаний. Именно по этому, воспоминание событий почти тридцатилетней давности, представляется весьма своевременным.

Специально к Играм XXII Олимпиады был разработан свой фирменный стиль, дополняющий международную олимпийскую символику. Он включал в себя официальную эмблему Олимпиады-80, официальный талисман, официальный шрифт и спектр цветов, спортивные пиктограммы и пиктограммы сервиса.

 

 

Автором всем хорошо знакомой официальной эмблемы Олимпиады-80 (пять переплетенных колец в основании, и от них с двух сторон вверх устремляются по три стилизованные спортивные дорожки, увенчанные пятиконечной звездой), является тогдашний студент Строгановки В. Арсентьев. В стремлении иметь эмблему, выполненную на высоком художественном уровне, Оргкомитет «Олимпиады-80» в 1975 году объявил конкурс. Восемь с половиной тысяч авторов — художники, архитекторы, представители самых различных профессий прислали свои предложения, всего свыше 26 тысяч эски-зов. Эскизы приходили не только из Советского Союза, но и из Венгрии, ГДР, Индии, Канады, Кубы, Польши, Мали, ФРГ и Чехословакии. Все предложения были рассмот-рены жюри конкурса, и предпочтение было отдано эмблеме, разработанной В. Арсентьевым. Правда, проект Арсентьева оказался «сырым» и его пришлось «дотягивать» В. Акопову и В. Дьяконову.

 

 

Всем миром выбирали и кандидата на официальный талисман Олимпиады-80. Ведущий телевизионной передачи «В мире животных» Василий Песков обратился к зрителям с просьбой высказать свое мнение, каким должен быть официальный талисман Олимпиады-80. Это предложение вылилось во всенародное обсуждение. Вот что позднее писал Песков: «Более сорока тысяч писем пришло из всех уголков нашей страны от людей разного возраста, разных профессий, разной степени знания нашей природы, но очень горячих, заинтересованных писем». Предлагали «кандидатуры» зубра, орла, пчелы, лошади, собаки и даже петуха. Но все же победу одержал медвежонок — 80% телезрителей отдали ему свои голоса. Изобразил медвежонка «Мишу» московский художник, иллюстратор детских книг Виктор Чижиков. В отличие от талисмана мюнхенской Олимпиады таксы Вальди и монреальского бобра Амика, Миша смотрел прямо в глаза зрителя, его открытый радостный взгляд сразу располагал к себе и взрослых и детей. Так что московский медвежонок по заслугам считается одним из самых удачных олимпийских талисманов. Но и Миша потребовал определенной доработки, было не ясно, как же перевести в объем нарисованное Чижиковым «каноническое» изображение. Для этой цели замечательным рисовальщиком Евгением Мигуновым была создана серия рисунков — методическое пособие для художников. Миша там изображался в различных графических техниках и вместе с человечками на пиктограммах занимался всеми видами олимпийских состязаний.

 

 

Эмблема и талисман Олимпиады-80 заняли центральные места в комплексе дизайнерского оформления столицы, но нужно было еще помочь приезжим ориентироваться в незнакомом городе. Поэтому всюду появились пиктограммы.

Спортивные пиктограммы разработал московский художник Н. Белков — в то время дипломник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной, разработка спортивных пиктограмм была его дипломной работой. В качестве прототипа он использовал систему пиктограмм разработанную «зубром» мирового графического дизайна Отлом Айхером для известной фирмы ЭРКО к Мюнхенской олимпиаде 1972 года. Но пиктограммы Айхера производили дробное впечатление, в них не было найдено точное соотношение знакового поля и силуэта, как следствие силуэты «плавали», производя впечатление неустойчивости и незавершенности композиции. Все эти проблемы Белков постарался разрешить в своей работе, но как оборотная сторона медали, многие его фигурки оказались «зажатыми» в графическом поле знака.

 

 

Для средств справочно-информационной службы Олимпиады-80 систему графических символов создавал целый коллектив художников Мастерской прикладной графики Комбината графического искусства МОХФ РСФСР (В. Акопов. М. Аникст, А. Гурков, Г. Дауман. В. Дьяконов, В. Железняков, А. Крюков. В. Мирошин. И. Тихомиров, Б. Трофимов, А. Шумилин). Всего было разработано 224 оригинальных знака сервиса, которые прошли апробацию на патентную чистоту и были утверждены Оргкомитетом «Олимпиады-80».

 

Прежде всего, были определены необходимые виды сервиса, предприятия торговли, питания, бытового обслуживания, спортивные сооружения, транспорт и т. д. В соответствии с этим все пиктограммы были разбиты на 8 групп. Цельность и стилевое единство всей системы знаков позволили идентифицировать знаки, как в рамках отдельной группы, так и во всей системе. Например, пиктограммы «блинная», «вареники», «пельмени», «пирожки», «шашлычная», «чебуречная» решались в виде стилизованной поясной фигуры повара, держащего на подносе соответствующее блюдо. Такой же принцип использовался во всех остальных группах. Как правило, фигуры, элементы, используемые в пиктограммах, имели единый характер рисунка и масштаб изображения. Пиктограммы сервиса к московской Олимпиаде получили высокую оценку мирового графического сообщества, в том числе удостоились похвалы Отла Айхера.

Кроме пиктограмм сервиса, были разработаны графические средства информации. Всюду, где проходили соревнования, были сделаны в нужных местах идентичные надписи на трех языках: трибуна, сектор, вход, ложа, ряд, места, буквенные обозначения в соответствии с аккредитацией, типовые указатели. Эти надписи имели единые типоразмеры, цвет и выполнялись официальным шрифтом Олимпиады-80 — гарнитурой «футура медиум» типа «гротеск». Специально для Олимпиады московским художником А. Музановым было разработано кириллическое начертание этого шрифта. Благодаря использованию единого шрифта, тексты на олимпийскую тематику существенно отличались от других надписей, которых, в любом большом городе встречается бесчисленное множество.

 

 

Всесоюзным научно-исследовательским институтом полиграфии был разработан цветовой спектр Олимпиады, он состоял из шести основных цветов — светло-зеленого, зеленого, голубого, красного, оранжевого и желтого, а также одного дополнительного — золотого. В этой работе приняли участие художники О. Безухов, А. Музанов и В. Кобрин. Надо сказать, что спортивные мероприятия проводились не только в Москве, но и в Ленинграде, Таллине, Киеве и Минске. Помимо официального цветового спектра московской олимпиады, каждому олимпийскому городу была представлена отличи-тельная цветовая символика. Москва получила краснобелый, Ленинград — бело-голубой тон.

 

Одной из характерных черт московской олимпиады стало грандиозное по своей масштабности дизайнерское оформление города. Попытки органично соединить спорт и городскую жизнь олимпийской столицы предпринимались и ранее, но никогда еще дизайнеры не решали задач по комплексному оформлению города к Олимпийским играм. Так что это было новинкой не только для Москвы, и высокая оценка со стороны Международного олимпийского комитета стала лучшей наградой для московских художников. Декоративные объемно-пространственные установки, флаги расцвечивания, стяги и перетяжки, вымпелы и флажки небольших размеров — все это придавало площадям и улицам города красочность и нарядность. Комплексную схему и эскизные проекты художественно-рекламного оформления Москвы по заказу Оргкомитета «Олимпиада-80» разрабатывало ГлавАПУ («Моспроект-2»). Над составлением Генеральной схемы комплексного оформления Москвы к Олимпиаде работал авторский коллектив мастерской № 10 под руководством А. Гуркова. В работе так же участвовали группы районных художников и архитекторов, а в оформлении праздничных гуляний, были использованы разработки творческой группы под руководством Е. Розенблюма. Материальное во-площение проектов, монтаж и демонтаж всех оформительских конструкций был осуществлен Главным управлением городского оформления и рекламы Мосгорисполкома (Мосгороформление).

Впечатляющим финалом двухнедельного праздника стала церемония закрытия Олимпиады. Сочетая мотивы, на первый взгляд совершенно разнородные — греческую танцевальную классику, русский народный карнавал, хореографические и обрядовые традиции народов союзных республик, формы физкультурных парадов, — большой автор-ский коллектив во главе с главным режиссером праздника И. Тумановым и главным художником Р. Казачеком создал грандиозный прощальный праздник, впечатливший не только 100 тысяч зрителей, присутствовавших на стадионе Лужники, но и миллионы телезрителей во всем мире. Именно с московской олимпиады повелось проводить такие грандиозные церемонии открытия и закрытия игр и на минувшей пекинской олимпиаде мы видели достойное продолжение московской традиции.

 

 


 

 

 

 

 

 


 

 

 

В статье использованы иллюстративные материалы из архива ОАО "Московская городская реклама" и частных московских архивов. Любое использование данных фотоматериалов, за исключением предварительного личного ознакомления, запрещено.

Алексей Сазиков
архив статей
архив статей
на главстраницу
на главстраницу
19:26 07.11.2008 | jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Вот, оказывается, кто автор кириллицы к Футуре, которая была использована как официальный шрифт московской Олимпиады. А известны ли какие-нибудь подробности о жизни и творчестве московского художника А.Музанова? Его биография, другие работы, место работы, полное имя, наконец?
21:47 07.11.2008 | Алексей Сазиков | е-почта: a_sazikov@mail.ru

О Музанове мне известно совсем не много, да и то информация не проверенная. Звать его Анатолий Васильевич, дата рождения - 24 августа 1946 г. В 70-е годы, судя по всему, работал в НИИ полиграфии, сотрудничал с издадельством "Правда". В 1990-е гг. занимал пост главного художника Государственного предприятия издательство "Панорама" (это то самое которое бывшее издадельство ЦК КПСС "Плакат"). В 2001 году "Панорама" слилась с двумя другими издательствами и теперь ее правопреемником является изд. "Искусство". Работает ли там сейчас Музанов не знаю. Да, еще он состоит в Товариществе плакатистов Московского союза художников, может быть там о нем знают больше?
14:44 08.11.2008 | jeff | е-почта: jeff@paratype.com

Спасибо
10:57 19.11.2008 | Павел | е-почта: pavel@guzboroda.ru

Интересно что бы ответил Арсентьев если его спросили, как это принято у нас сейчас - "А что значат эти кольца? Почему именно кольца, а не медали с лентами? И вам не кажется ли, что вот это поднятое вверх (глупый смешок) и звезда на кончике похожи... хмммм... ну вы меня понимаете?"

Очень понравилась статья! Особенно понравилась картинка со знаками сервиса (уж очень смешные знаки)!
02:22 20.11.2008 | Алексей Сазиков | е-почта: a_sazikov@mail.ru

К сожалению, сознание современного человека безнадежно искажено слишком серьезным отношением к теориям доктора Фрейда и, я бы сказал, уголовно-блатными стереотипами мышления. Поверьте, что в те уже далекие годы подобных ассоциаций ни у кого не возникало. Что же касается колец, то в Олимпийской хартии прямо сказано - эмблема города проводящего Игры должна включать в свою композицию олимпийский символ МОК в одноцветном исполнении, собственно говоря, это ядро эмблемы. Ну а все остальное, помимо спортивных дорожек, понятно, должно было символизировать башни московского кремля и сталинские высотки. Тут конечно нельзя не признать, что все это символическое содержание, получилось каким то слишком наивным и прямолинейным.
А знаки сервиса действительно смешные, так в этом и смысл.
13:24 20.11.2008 | Павел | е-почта: pavel@guzboroda.ru

Лично я не вижу ничего плохого в том, что спортивные соревнования как-то связывались с подобными ассоциациями. И думаю, что в этом отношении сознание советского человека в те далекие годы не сильно отличалось от современного.
Мне интересно было как трансформировался этот знак в процессе утверждения. Так как по моим представлениям, в то время этот процесс выглядел более устрашающе, чем это происходит сейчас.
У меня, на самом деле, есть пара вопросов:
1) использовалась ли какая-нибудь "дизайн-программа" при проектировании дизайна объектов и символики олимпиады?
2) Есть крепкая ассоциативная связь СССР с медведем в западной массовой культуре. Мне интересно, как повлиял, и повлиял ли вообще, олимпийский мишка на подобную ассоциативную связь?
23:11 20.11.2008 | Алексей Сазиков | е-почта: a_sazikov@mail.ru

Думаю, что когда речь идет о таких масштабных проектах, как комплексное оформление города или разработка системы пиктограмм, в определенном смысле можно говорить о дизайн-программах. Но вряд ли этот термин с тем пониманием, которым его наделяли во ВНИИТЭ использовался в дни подготовки к московской олимпиаде.
Что касается медведя, то он для запада является не столько символом СССР, сколько России вообще, и традиция эта насчитывает не одно столетие. Считается, что начало такому видению России иностранцами положили труды Герберштейна и Олеария. Упоминания о свирепом русском медведе встречаются у Шекспира, а ко второй половине XVIII века в английских политических карикатурах медведь уже прочно утвердился как символ России. Дальше – больше. Так что ассоциативная связь между олимпийским мишкой и западными стереотипами существует, только обратного порядка. Мишку и выбрали для того, что бы показать всему миру, что он не так уж и свиреп, скорее наоборот – обаятелен и приветлив.
Автор:
E-mail:
Мнение:
 

«NISSAN JUKE. ПОКАЖИ ХАРАКТЕР!»

Творческий конкурс на разработку графического образа имиджевого персонажа для автомобиля Nissan Juke