ТРЕНДЫ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Оружие маленьких, но гордых
Дискуссия | 11
От 15  февраля  2010

ТРЕНДЫ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Кое-что о «модных приемчиках»
Дискуссия | 7
От 05  февраля  2010

ТРИ ГЛАВНЫХ ФЕТИША

Патиклы, флары и немного мусора
Дискуссия | 11
От 18  января  2010

ГДЕ ВЗЯТЬ ИДЕЮ

Вторая по распространённости проблема
Дискуссия | 12
От 28  декабря  2009

ПРОЩЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

Главный миф моушн-дизайна
Дискуссия | 9
От 21  декабря  2009

ЧТО МОЖЕТ МОУШН

То, чего не могут другие виды дизайна
Дискуссия | 9
От 07  декабря  2009

ЧТО ТАКОЕ МОУШН-ДИЗАЙН

Немного о настоящем нашего общего будущего
Дискуссия | 19
От 23  ноября  2009

МОУШН-ДИЗАЙН — ЭТО СПОСОБ ПРЕВРАТИТЬ ТЕХНОЛОГИЮ В ИСКУССТВО. ЭТО СПОСОБ ПРЕВРАТИТЬ КАРТИНКУ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ИСТОРИЮ, ПРОТЯЖЕННУЮ ВО ВРЕМЕНИ. ЭТО, НАКОНЕЦ, СПОСОБ ПРЕВРАТИТЬ ДИЗАЙНЕРА В МАГА И ЧАРОДЕЯ
БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН
РЕДАКЦИОННЫЙ МАГАЗИН
МАГАЗИНЫ МОСКВЫ
ГОРОДА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ
Артём Куренков
моушн дизайнер/
арт-директор,
обладатель множества междуна-
родных наград.
Любит всё, что движется.

ЧТО ТАКОЕ МОУШН-ДИЗАЙН

Хотя сам термин появился в 60-х годах, а первые работы появились в середине 50-х, хоть сколь-нибудь заметным явлением моушн-дизайн стал лет двадцать назад. Да не просто заметным, а разлитым повсеместно.

Нет смысла рассказывать о том, как моушн-дизайн завоюет мир, это уже происходит, посмотрите на презентацию нового флеш-плеера. Лет пять назад таким инструментарием владели только самые крутые студии. Темпы, которыми развивается моушн, просто космические: картинка, пристойно выглядящая три года назад, сегодня воспринимается как архаизм, постоянно возникают новые инструменты, технологии, решения.

У самого явления нет ни чёткого определения, ни даже устоявшегося названия профессии. Недавно на самом известном для моушн-дизайнеров сайте http://motionographer.com/ был опрос, как следует называть человека, делающего моушн-графику: моушн-дизайнер, видео-дизайнер, моушен-график? Особого обсуждения, кстати, не вышло, скорее всего потому, что все слишком загружены работой, чтобы участвовать в опросах. Несмотря на кризис, моушн-дизайнер — очень востребованная профессия и людей очень не хватает. Индустрия молодая, только в процессе своего становления и ждёт своих героев. Конечно, через какое-то время, лет через пять-десять, изобретут основные ходовые приёмы, разработают пайплайны, научатся планировать работу, на смену безумным арт-директорам придут скучные проджект-менеджеры, а моушн-дизайнеры пойдут по пути узкой специализации рядовых технических специалистов. Но сейчас это не так, особенно в Росси, и грех этим моментом не пользоваться.

Сейчас в моушене много непонятного, а где непонятное, там и мифы. Например, популярный миф, что моушн — это сложно и дорого. Или о том, что делают моушн-дизайн гении-небожители, находящиеся на высшей ступени развития своих умений.

Но об этом чуть позже. А пока ответ на первый вопрос, который обычно возникает:

Что это такое?

Принято считать, что моушн-дизайн — это дизайн графический, только в движении. Конечно, это не всегда так. Если есть история, рассказанная во времени, то моушн-дизайнер, кроме собственно дизайнерских навыков, должен ещё немного быть режиссёром, оператором, монтажёром, программистом и продюсером, саунддизайнером.

То есть он как бы должен быть всем. Такого количество степеней свободы (или ответственности, кому как) нету, пожалуй, ни в одном виде дизайна. С этой точки зрения моушн-дизайн становится ближе к кино и интерактивному дизайну, чем к дизайну графическому. Моушн — это своя среда со своими правилами (какими — обсудим далее) и любой другой дизайн, просто перенесённый из одной среды в другую, проигрывает. По этой причине, кстати, в моушн-дизайне работает очень мало графических дизайнеров, это совсем иной способ мышления.

Наверное, уже пора сформулировать определение. Моушн-графика, — графика, изменяющаяся во времени, в которой движение сообщает зрителю дополнительный смысл, неразличимый в отдельно взятом кадре.

Примеры, которые иллюстрируют суть того, как работает моушн. Посмотрите на эти два скучных кадра в статике, а потом нажмите play.


Смотреть со звуком.


Если при движении дополнительного смысла не возникло — то это просто анимированные картинки, мультипликат, умножение сущностей. Если оно вдруг зажило новой жизнью, появился дополнительный смысл — перед нами самый что ни на есть моушн-дизайн. Он живой.

Кому это нужно?

Области, где моушн-дизайн обосновался давно и надолго, навскидку:

— айдентика
— теледизайн (broadcast design, упаковка канала)
— кино (титры и футуристические интерфейсы)
— реклама
— видеоклипы
— корпоративное видео
— инфографика
— обучение (видео-объяснения, туториалы)
— stage graphics
— интерактивный дизайн
— видеоарт
— веб-сайты
— игры
— демосцена
— мобильные приложения.

Как правило, в каждой из областей есть специалисты, которые работают в каком-то одном своем направлении. Но инструментарий и умения примерно одни и те же.

Зачем это нужно?

Ну, во первых, это красиво©

С одной стороны, моушн появился в погоне за ускользающим вниманием потребителя. На движущуюся картинку человек обратит больше внимания, потому что у нас в генах прописано обращать больше внимания на движение как на потенциальный источник опасности. Этим беззастенчиво пользуются айдентика, теледизайн, реклама, вэб. Но это только с одной стороны.

Но есть и другая сторона, не менее волнующая. Она начинается там, где моушн дизайн может сделать что-то такое, чего не может дизайн графический. У моушена чуть больше выразительных средств и воздействие его сильнее. Тема эта интересная и слишком тесная для одного абзаца, постараюсь сделать об этом одну из следующих колонок.

Теледизайну моушен-графика нужна для упаковки канала. С одной стороны — это частный случай айдентики, с другой, как, например, для MTV — это самостоятельная часть контента канала, без которой канал немыслим.


В кино моушн графика проявляет себя, главным обращом, в титрах. Собственно титры — это то, откуда есть пошла моушн-графика, прародитель большей части современной моушн-айдентики.


В клипах — это бездна экспериментов, новых визуальных приёмов и заново рождённых старых.


В рекламе моуш-дизайн (если мы имеем ввиду не только пэкшоты баночек йогуртов) — очень сильный инструмент привлечения внимания и воздействия.


Традиционная область применения, с которой сталкивались все, кто занимается моушеном — это, конечно, корпоративное видео. Обычно оно ассоциируется с чем-то унылым, вроде получасового интервью с директором завода и трёхмерными столбами и диаграммами. Но есть способ лучше.


Зрителя уже сложно заставить что-то прочитать, рассмотреть картинки, он избалован постоянным движением. Небольшие видео используются и в презентациях, и в отчётах и видео-уроках. Редко какой стартап сейчас обходится без небольшого виде-объяснения того, как работать в сервисом. Для крупных инвесторов компании используют видео-презенации и видео-отчёты.


Иногда моушн-дизайн выносит в область чистого искусства, когда завораживающая картинка сама по себе становится самоценной. Для статичной рекламы такие визуальные решения слишком радикальны, но моушн-дизайну такие приёмчики зачастую ходят с рук.


Интерактивный дизайн — это вообще настолько ново, что многие просто не знают, что такое в принципе существует. Это когда дизайн рождается здесь и сейчас, симбиоз интерактивного шоу, программирования и дизайна. Постараемся и о нём в дальнейшем сказать несколько слов, это направление, которое только начинает зарождаться.


Всего перечислить нет возможности, лучше посмотрите сами. Есть несколько известных ресурсов по моушн-дизайну. Недавно кто-то предприимчивый объединил их фиды на одной странице. Ссылок только с нее одной хватит, чтобы не заснуть неделю

А через неделю я снова появлюсь тут и расскажу, что нового.

Артём Куренков
архив статей
архив статей
на главстраницу
на главстраницу
14:04 30.11.2009 | ki | е-почта: ki@mail.ru

Очень интересно, ждем следующих выпусков. Хотелось бы, по возможности, чтобы в этой колонке были как-то освещены конкретные основополагающие принципы, которыми руководствуется моушн-дизайнер (ну из серии того значимых элементов в кадре должно быть не больше чего-то, иначе их нельзя будет воспринимать, что движение разных объектов должно иметь разную скорость в разных частях кадра и т.п). Было бы здорово!
17:28 30.11.2009 | ММ | е-почта: m@m.ss

Отличная подборка, спасибо! Отличная идея рубрики!
18:23 30.11.2009 | Влад | е-почта: net.ne@v.net

Отличная колонка, но действительно хватит ли автора надолго?
19:14 30.11.2009 | Diana Katsko | е-почта: diakac@gmail.com

очень спасибо хватит или нет - главное родить реакцию.... моя рождена =)
23:45 30.11.2009 | molga | е-почта: molga@hotmail.com

Spasibo! Pravda ochen interesno! Vse linki - zamechatelniye! Hotelos by konechno, chtoby v motion designe byla nemnogo interesnee i luchshe animaziya.
09:14 01.12.2009 | wallRUS | е-почта: d_luk@mail.ru

Не останавливайтесь! Очень интересно.
17:11 01.12.2009 | Anton Shaporenko | е-почта: anton.shaporenko@gmail.com

А еще моушн дизайн нужен во всех категориях для придания физических свойств. На чем и работает привлекательность и зрелищность. Часто даже для зрелищности придаются обратные несовместимые физичесткие свойства. Например что то недвижимое становится легким и пластичным или наоборот маленький предмет вызывает сильный резонанс.
13:19 02.12.2009 | Карина | е-почта: karina@mail.ru

Образчик качетсвенного студенческого проекта для БВШГД http://www.youtube.com/watch?v=ru0uwYJAltk&feature=player_embedded
тоже, конечно, моушн-дизайн
15:35 03.12.2009 | ki | е-почта: ki@mail.ru

Может обойдемся без рекламы? Достали уже со своей БВШГД.
00:10 05.12.2009 | bobab | е-почта: bobab2007@yandex.ru

круто, спасибо!
04:05 07.12.2009 | Артём | е-почта: kurenkov@gmail.com

Спасибо всем большое за комментарии, рад что понравилась подборка, на все вопросы постараюсь в ближайших выпусках!
00:34 04.04.2010 | pav_LIK | е-почта: pavel.s.v@mail.ru

Очень интересно, читаю в запой, впитываю как губка...Спасибо!
08:59 07.06.2010 | Танюшка Усик | е-почта: usik.tanya@mail.ru

интересно, хорошо разовьются электронные книжки и иллюстрации можно будет делать к ним именно так я думаю))...
10:47 09.06.2010 | Ольга Черепанова | е-почта: olgasolomicheva@yandex.ru

Спасибо-Спасибо!Очень интересно.
22:48 06.11.2011 | Айнетдинов Руслан | е-почта: ayru@mail.ru

Очень полезные и интересные статьи!
16:32 25.05.2012 | Дмитий Ларин | е-почта: lardistudio@gmail.com

Очень завораживающее исскуство - да именно исскуство! на ровне всех других разновидностей исскуства и дизайна в частности "Моушн - дизайн" открывает новые возможности для более детальной реализации своих даже самых дерзких и абстрактных фантазий и воображений!
я с большим удовольствием освоил этот вид дизайна чтоб привнести в этот мир что то более совершенное и полезное через него!
спасибо автору!
03:38 06.07.2012 | лодыгина | е-почта: snezhana.ruslanova@mail.ru

спасибо как с вами связаться
00:01 16.07.2014 | Стас | е-почта: stasdodesign@ya.ru

Спасибо за контент.
18:34 15.01.2016 | Алексадра | е-почта: Sunny230395@mail.ru

Пишу диплом на тему развития интернет-видео, ваша статья очень пригодилась!! (укажу в списке литературы :))) Большое спасибо!!
Автор:
E-mail:
Мнение:
 

«NISSAN JUKE. ПОКАЖИ ХАРАКТЕР!»

Творческий конкурс на разработку графического образа имиджевого персонажа для автомобиля Nissan Juke