РЕВОЛЮЦИЯ ОКОНЧЕНА!

Как всё начиналось и продолжалось в Ostengruppe
Дискуссия | 8
От 09  февраля  2012

КОСЯКИ И ВОСТОРГИ

Данил Криворучко о моушн-дизайне
Дискуссия | 5
От 11  мая  2011

VODKA DESIGN TALK

Откровенный разговор о судьбе российского графического дизайна
Дискуссия | 23
От 13  апреля  2011

КАК СТАТЬ ВИЗИОНЕРОМ

12 правил от Стивена Хеллера
От 02  марта  2011

ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

Джош Смит о редизайне журнала Print
От 16  февраля  2011

НОВЫЕ ПРИВЫЧКИ

Майк Демпси о судьбе D&AD Annual
Дискуссия | 1
От 26  января  2011

УДОБНО, ПРОСТО, КРАСИВО

Кен Люн о редизайне журнала Icon
Дискуссия | 2
От 19  января  2011

ШРИФТ СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО

Александра Королькова о дизайне PT Serif
Дискуссия | 3
От 12  января  2011

ДОКТОР С КАРАНДАШОМ

Саги Хавив о дизайне логотипов
Дискуссия | 4
От 29  декабря  2010

ДЕСЯТЬ ПРАВИЛ

Милтон Глейзер о правде, сомнениях и работе
Дискуссия | 16
От 22  декабря  2010

ЗНАК РОССИЙСКОГО РУБЛЯ

Тагир Сафаев о графическом изображении родной валюты
Дискуссия | 14
От 08  декабря  2010

ЗНАК МИРА (продолжение)

Ан-Санг Су о путешествиях, буквах и гармонии всего живого
Дискуссия | 2
От 23  ноября  2010

МАРСИАНСКАЯ ТИПОГРАФИКА

Ан-Санг Су о корейском алфавите и словах-звездах
Дискуссия | 5
От 03  ноября  2010

ALL THAT JAZZ (продолжение)

Никлаус Трокслер о своих плакатах
Дискуссия | 2
От 27  октября  2010

ALL THAT JAZZ

Никлаус Трокслер о своих плакатах
Дискуссия | 7
От 20  октября  2010

ЗАГМАЙCТЕР-КЛАСС. ЧАСТЬ 3

Стефан Загмайстер о деньгах и смелости
Дискуссия | 1
От 13  октября  2010

ЗАГМАЙCТЕР-КЛАСС. ЧАСТЬ 2

Стефан Загмайстер о том, что узнал за свою жизнь
Дискуссия | 1
От 06  октября  2010

ЗАГМАЙСТЕР-КЛАСС

Стефан Загмайстер о музыкальном, социальном и корпоративном дизайне
Дискуссия | 5
От 29  сентября  2010

КТО ТАКОЙ ФРЕД?

Клинтон Дункан о неуместном нейминге
Дискуссия | 2
От 22  сентября  2010

ДВИГАТЕЛЬ И ТОРМОЗА

Майкл Бейрут о Лейле Виньелли
Дискуссия | 5
От 15  сентября  2010

БЕЗЫМЯННОЕ КОРОЛЕВСТВО

Леонардо Сонноли о работе на расстоянии
Дискуссия | 1
От 08  сентября  2010

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Пол Бакли о книгах и книжных обложках
От 25  августа  2010

ИЗ ПЕСОЧНИЦЫ НА СТАДИОН

Пола Шер о способах организации рабочего процесса
Дискуссия | 1
От 18  августа  2010

ЖУРНАЛ КАК ГОРОД

Патрик Митчелл о редизайне Boston Magazine
От 11  августа  2010

НА ВСЕ ГОТОВОЕ

Роджер Блэк о достоинствах верстки по шаблонам
Дискуссия | 1
От 04  августа  2010

КОРЕЙСКИЕ УЛИЦЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ

Юнми Кен о мультикультурности
От 28  июля  2010

«ПОД»-КОНЦЕПЦИЯ

Норман Фостер о проекте города-оазиса
Дискуссия | 2
От 21  июля  2010

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ (продолжение)

Скотт Дадич о создании iPad-версии журнала Wired
Дискуссия | 5
От 14  июля  2010

ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

Скотт Дадич о создании iPad-версии журнала Wired
Дискуссия | 2
От 07  июля  2010

СУХОЙ ЮМОР

Ренни Рамакерс о счастливом будущем объектного дизайна
Дискуссия | 1
От 30  июня  2010

ТАФГАЙ

Джеймс Викторе о строгости к заказчику и уважении к человеку
Дискуссия | 10
От 23  июня  2010

«Я НАЗЫВАЮ ЭТО ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ТАК КОРОЧЕ». ЧАСТЬ 2

Хеннинг Вагенбрет и Виктор Меламед о своей профессии
Дискуссия | 4
От 10  июня  2010

«Я НАЗЫВАЮ ЭТО ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ, ПОТОМУ ЧТО ТАК КОРОЧЕ»

Хеннинг Вагенбрет и Виктор Меламед о своей профессии
Дискуссия | 2
От 04  июня  2010

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Кит Хинрич о различии между дизайнером и бизнесменом
Дискуссия | 3
От 27  мая  2010

ПРИКЛЮЧЕНИЕ ИМЗОВ В ЕВРОПЕ

Рольф Фельбаум о том, как появилась компания Vitra
Дискуссия | 1
От 20  мая  2010

ПЯТАЯ АВЕНЮ

Майкл Берут против новых логотипов
Дискуссия | 12
От 13  мая  2010

ЭТО НЕ ПОМИДОР

Роб Янофф о том, как появился логотип Apple
Дискуссия | 5
От 06  мая  2010

ПОЙДЕМ!

Майкл Вольф о преимуществах индивидуальности
Дискуссия | 9
От 29  апреля  2010

БОКС, ВОЙНА И ЭМАНСИПАЦИЯ

Джордж Лоис о своих лучших работах для американского Esquire
Дискуссия | 6
От 22  апреля  2010

ШВЕДСКАЯ СЕМЬЯ

[кАк).ру о самой дизайнерской из всех национальностей
Дискуссия | 6
От 10  марта  2010

ЛИНИИ СУДЬБЫ

Клеменс Росснагель о «генетике» облика Audi
Дискуссия | 2
От 04  марта  2010

ОЛИМПИЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ

Тим Ньюкомб о айдентике Зимних игр 2010 в Ванкувере
Дискуссия | 9
От 25  февраля  2010

ВЕНСКИЙ МЕТОД

Фил Пэттон о создателе Isotype Отто Нейрате
Дискуссия | 6
От 18  февраля  2010

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ ЗА 30

Юко Шимицу о том, как любить свою работу
Дискуссия | 6
От 11  февраля  2010

9%

Эрем Дюплесси о редизайне The New York Times Magazine
Дискуссия | 6
От 28  января  2010

НАУКА ВОЗМОЖНОГО

Кристин Ярмунд об архитектуре присутственных мест
От 21  января  2010

ИСТОРИИ ВЖИВУЮ

Андрей Логвин – об интерактивности в офлайне
Дискуссия | 10
От 16  декабря  2009

НИКАКИХ СЕКРЕТНЫХ ПЛАГИНОВ

Регина Юркина о лучшем в теледизайне по версии PROMAX &BDA
Дискуссия | 1
От 26  ноября  2009

КОММУНИКАТИВНАЯ АРИФМЕТИКА

Андрей Крылов: какая реклама работает?
Дискуссия | 7
От 19  ноября  2009

ДЕВЯТЬ ДОЛБАНЫХ ТОЧЕК

Юний Давыдов о гениях провокации
Дискуссия | 25
От 12  ноября  2009

О ДЕВСТВЕННОМ И ЛУКАВОМ

Ольга Флоренская о бытовом шрифте, как зеркале социального самосознания
Дискуссия | 20
От 20  августа  2009

ТРЕНДЫ ЧЕТВЕРТОГО БЛОКА

Олег Векленко о месте дизайнера в современном мире
Дискуссия | 5
От 13  августа  2009

СЕГОДНЯ И 23 ГОДА НАЗАД

Профессор Олег Векленко – о «4 блоке»
Дискуссия | 2
От 06  августа  2009

ПО СЛЕДАМ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Владимир Ефимов – о будущем профессии
Дискуссия | 1
От 23  июля  2009

КИРИЛЛИЦА. 1116 ЛЕТ АДАПТАЦИИ

Владимир Ефимов – об исторических метаморфозах шрифта на восточнославянской почве
Дискуссия | 1
От 16  июля  2009

ГЛОБАЛЬНЫЙ МИФ-2

Юрий Гордон – уже о шрифтах
Дискуссия | 7
От 09  июля  2009

ГЛОБАЛЬНЫЙ МИФ

Юрий Гордон не о шрифтах
Дискуссия | 3
От 02  июля  2009

ТЕОРИЯ ВДОХНОВЕНИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Михаил Губергриц о том, как из стихов и картин получаются логотипы
Дискуссия | 2
От 29  июня  2009

ОТ ТОЧКИ «А» ДО ТОЧКИ «Б»

Людвиг Быстроновский о необходимом и достаточном для хорошего веб- и не только- дизайна
Дискуссия | 9
От 18  июня  2009

«КНИГА БУКВ»

Максим Гурбатов и Анна Чайковская о своем любимом проекте
Дискуссия | 2
От 11  июня  2009

С ЛЮБОВЬЮ ИЗ ХАРЬКОВА

Индустрия «ГрафПрома» глазами петербуржцев
От 04  июня  2009

ВИЖУ ШРИФТ!

Знакомьтесь: Александра Королькова
Дискуссия | 5
От 28  мая  2009

ЗА ЖИЗНЬ

Андрей Логвин о хитросплетениях судеб русского плаката
Дискуссия | 5
От 25  мая  2009

ЗНАКИ И ИЛЛЮЗИИ

Ботинки, полуботинки и оптические эффекты Эркена Кагарова
Дискуссия | 6
От 14  мая  2009

ЧЕЛОВЕК-АГЕНТСТВО

Александр Линецкий о главном в плакатном мастерстве
Дискуссия | 12
От 07  мая  2009

КНИГА ХУДОЖНИКА

Михаил Карасик в гостях у Лофт Проекта ЭТАЖИ.
Дискуссия | 5
От 30  апреля  2009

МНОГОЭТАЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Встречайте «Мастер-класс на Этажах!»
Дискуссия | 5
От 23  апреля  2009

POST IT 2009

Эрик Белоусов о том, как делать плакаты
Дискуссия | 9
От 17  апреля  2009

ENVIRONMENTALISM

Пол Фостер об экологических спекуляциях и аутентичной фотографии
Дискуссия | 4
От 05  марта  2009

МОСКАРДИНО

Джулио Йакетти о трех важнейших понятиях современного промдизайна
Дискуссия | 1
От 26  февраля  2009

РАЗУМНАЯ ДИСТАНЦИЯ

Шон Тан о себе внутри иллюстрации
Дискуссия | 8
От 12  февраля  2009

БАМБИНИ

Микеле Дзини о дизайне детской среды
Дискуссия | 5
От 05  февраля  2009

НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Карин фон Омптеда о роли шрифтового дизайна в свете исследований удобочитаемости
Дискуссия | 8
От 29  января  2009

ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ КИТАЙСКОЙ ТИПОГРАФИКИ

Китайский дизайнер шрифта Кейт Там о том, что там
Дискуссия | 2
От 22  января  2009

КАРТИНКИ В ГАЗЕТЕ. ЧАСТЬ II

Александр Васин продолжает рассказывать о любимых иллюстраторах и самых красивых изданиях
Дискуссия | 12
От 19  декабря  2008

КАРТИНКИ В ГАЗЕТЕ

Александр Васин о визуальной составляющей самых важных СМИ
Дискуссия | 5
От 11  декабря  2008

НОВОСТИ, БУМАГА. ЧАСТЬ II

Гейл Грин о газетном дизайне Торонто
Дискуссия | 3
От 04  декабря  2008

НОВОСТИ, БУМАГА. ЧАСТЬ I

Гейл Грин о лучшем газетном дизайне со всего мира: иллюстрация
Дискуссия | 4
От 28  ноября  2008

ВЕЧНО YANG

О буднях простого иллюстратора
Дискуссия | 6
От 20  ноября  2008

ДЕСЯТЕРИЧНЫЙ АЛФАВИТ

Эрик Шпикерман о своем любимом разделе шрифтового дизайна
От 13  ноября  2008

ЮБИЛЕЙНЫЙ

Йос Бёйвинга рассказывает историю рождения одного шрифта
Дискуссия | 2
От 06  ноября  2008

МИРЫ ГЕРИ БЕЙЗМАНА: ЧАСТЬ II

Гери Бейзман о лос-анджелесской арт-сцене, благотворительности и пяти принципах работы художника
Дискуссия | 7
От 23  октября  2008

МИРЫ ГЕРИ БЕЙЗМАНА: ЧАСТЬ I

Московская лекция Бейзмана «Пропитывающее искусство»
Дискуссия | 4
От 16  октября  2008

100%DESIGN

100%Design London
Дискуссия | 6
От 09  октября  2008

МНОГОМЕРНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Ирма Бом о малоизученном потенциале печатной книги
Дискуссия | 13
От 02  октября  2008

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ТИПОГРАФИКА

Леонардо Сонноли о необычных свойствах привычных вещей
Дискуссия | 3
От 17  сентября  2008

СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

Леонид Фейгин о способах достучаться до самых разных аудиторий
Дискуссия | 3
От 11  сентября  2008

БУКВОМУЗЫКА

Евгений Добровинский о каллиграфии, потерянном почерке и древних графемах
Дискуссия | 12
От 07  августа  2008

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИРИЛЛИЦЫ. ЧАСТЬ II

Владимир Ефимов о странностях гражданского шрифта и сути шрифтовой реформы Петра I
Дискуссия | 13
От 31  июля  2008

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИРИЛЛИЦЫ. ЧАСТЬ I

Владимир Ефимов об истории русского гражданского шрифта
Дискуссия | 6
От 29  июля  2008

С УМНЫМИ ЛЮДЬМИ РАЗГОВОР ВСЕГДА ПРИЯТЕН. А ЧАСТО МОЖЕТ БЫТЬ И ПОЛЕЗЕН: ЕСЛИ ТВОЙ СОБЕСЕДНИК – ПРИЗНАННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛ, ТО ЕГО МОНОЛОГ – ВСЕГДА НЕМНОГО МАСТЕР-КЛАСС
БРИТАНСКИЙ ДИЗАЙН
РЕДАКЦИОННЫЙ МАГАЗИН
МАГАЗИНЫ МОСКВЫ
ГОРОДА РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
ЕЩЕ ИЗ СЕРИИ
Митя Харшак — давний [kAK)- почитатель, дизайнер, краевед, фотограф, пре-
подаватель и путешест-
венник. Обучен грамоте — читает и пишет, что видит — то поёт!

СЕГОДНЯ И 23 ГОДА НАЗАД

В гостях у Лофт Проекта Этажи побывал замечательный человек — дорогой профессор Олег Векленко. Разделенность политической картой мира (профессор приехал из Харькова) никак не сказывается на том, что Олег — одна из движущих сил дизайнерской профессии всего нашего единого культурного пространства. И на этой умозрительной единой карте Харьков выделяется, как одна из столиц нашего графического дизайна.

 

Сначала аудитория даже не очень поняла, почему Олег стал показывать фотографии с Чернобыльской АЭС, датируемые 1986 годом. Но потом, когда и до самых задних рядов дошло, что фотографии сделаны автором в страшные дни после аварии на атомной станции, все притихли и слушали с замиранием сердца. И вот что рассказывал Олег.


 

 

 

 

Я расскажу вам о вещах, на первый взгляд, несовместимых — как из трагедии, из событий очень далеких от дизайна, вдруг получаются мощные дизайнерские и социальные проекты. В этом году мы проводили очередную, седьмую, по счету, триеннале экоплаката «4 Блок», связанную с Чернобылем не только своим названием. Сейчас, когда я спрашиваю у молодых людей, что они знают о Чернобыле, многие не могут ответить ничего конкретного, или произносят общие фразы о взорвавшемся 4-м реакторе атомной станции, но точно не вспомнят.

 

Эти фотографии сделаны мною в мае 1986-го года. На месте съемки около 15 рентген, за бетонной оградой, до разлома — порядка 300, а над самим разломом – 3500-4000 рентген. Считается, что если человек получает 100 рентген, это уже лучевая болезнь и он немного проживет. Бетонную ограду ставили люди, живые люди, голыми руками. Ставили, облучались.

А вот то место, где расплавленный графит прожег крышу машинного зала. Как раз эту крышу тушили пожарные. Они первыми получили смертельные дозы радиации. По разным данным эквивалент выброшенных в результате взрыва реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции в окружающую среду радиоактивных материалов равен, минимум 10 атомным бомбам сброшенным американцами на Хиросиму в 1945 году. Всех нас спасло то, что произошел только тепловой взрыв, цепной ядерной реакции не последовало. Радиоактивные материалы попали в воздух и в течение нескольких суток разнеслись над всей Европой.

 

Вот фотография с пожарными машинами. С их помощью заливают пространство возле взорвавшегося реактора чем-то наподобие клея ПВА. У меня до сих пор сохранилось ощущение запаха и воспоминание о специфическом привкусе во рту. Поливали дороги, обочины, регулярно обрабатывали всю территорию станции. Возле реактора это должно было произойти в течение двух-трех минут. Таким было задание. Одна, две поездки в день под разрушенный реактор и все. Это делалось для того, чтобы закрепить радиоактивные частицы, которые поднимались в воздух и разносились ветром на тысячи километров вокруг.

 

Съемка приблизительно середины мая. Позади на фотографии видно, что на территории станции все разворочено, техника перевернута, брошена, как после урагана, Позже постепенно все убрали. И делали это обыкновенные люди.

 

Работами на станции руководили ученые. Они давали задачи командирам, а командиры уже – солдатам. Причем задания могли выглядеть очень странно. Человеку, например, давалось указание пробежать по коридору, свернуть направо, открыть дверь, свернуть налево, взять какой-то там железный агрегат, подвинуть его на 20 сантиметров в сторону и быстро убежать. Все! Получив задание, человек выполнял его в течение двух-трех минут, получал свою дневную дозу и… ждал до вечера здесь же, на станции, когда вместе со всеми его заберут обратно в лагерь. При этом он продолжал облучаться высокими (в тысячи раз выше нормы) фоновыми уровнями. Как правило, это были гражданские люди, которых мобилизовали в одну ночь по тревоге.

 

 

Дышать на территории станции можно было только через респиратор. Но была 30-градусная жара и люди просто не выдерживали. К тому же, поролоновый респиратор в течение двух трех дней накапливал радиоактивную пыль, а человек продолжал дышать через него, получая дополнительную дозу. В первые дни вообще не хватало респираторов.

 

Еще снимочек. Когда поняли, что клей не спасает (через 2 – 3 дня все возвращалось), начали покрывать бетонными плитами. Не для того, чтобы спасти от радиации, а просто, с бетон можно было время от времени смывать постоянно накапливающуюся радиоактивную пыль.

 

 

 

 

Оборудование станции мыли обычным стиральным порошком, затем закрывали агрегаты полиэтиленом - думали, что через два месяца можно будет станцию запустить вновь.
Основной рабочей силой были простые люди, мобилизованные из запаса («партизаны», — как их называли), которые выполняли на станции все черные работы. Самым распространенным инструментом в то время была обычная лопата. А защита - это костюмы из плотной ткани, пропитанные какой-то химией. Когда его надеваешь на жаре, сразу же начинается аллергия, вся кожа покрывается красной сыпью. Потом стали выдавать белые штаны, рубаху, вот это и была самая действенная защита.

А вот тоже ситуация. В то время, кстати, такого было много и тогда все казалось вполне естественно. В контейнеры собирали землю. Потом эту землю вывозили и хоронили в земле. Представьте себе, землю хоронят в земле. А тогда это воспринималось вполне адекватно.

 

 

Вот такие они на снимке, простые мужики, одни из первых — харьковчане. Просто потому, что в Харькове располагался полк химической защиты. В случае нештатной ситуации он разворачивался в бригаду, численностью, порядка, 3 тыс. человек. Я был приписан к химполку, как резервист, потому и попал в Чернобыль в первые же дни. Моя должность – начальник клуба бригады. Клуб – это небольшой фургончик, ГАЗ-66. В штате клуба прапорщик, водитель и киномеханик.

Я был более-менее независим, подчинялся только начальнику политотдела, мог ездить по «зоне» достаточно свободно. Были разные поручения, задачи, задания, иногда очень специфические, например, отвезти ужин взводу солдат оставленных работать в ночную смену на станции... Но в мои штатные обязанности входило обеспечивать бригаду наглядной агитацией, прессой, мобильной информацией – так называемыми, «боевыми листками», организовывать досуг свободных от службы солдат: показывать фильмы, приглашать артистов с выступлениями и т.п. Мне не надо было получать специальных разрешений для съемки на территории станции, фиксировать фото-информацию о работе бойцов бригады было также частью моих обязанностей и я снимал, все, что видел. Правда, во избежание объяснений старался во время съемок не попадаться на глаза людям из КГБ, которых было там достаточно.

 

 

 

 

Страшноватое ощущение было в первое время, когда я попадал в Припять. Абсолютно пустые многоэтажные дома, желтые флажки на обочинах дорог. На них в специальных карманчиках должна была быть записка с дозой. Чувствуешь себя жутковато, когда город есть, все вроде бы в порядке, витрины магазинов, белье висит на балконах, а людей нет.
Вначале думали, вот сейчас почистим землю, верхний слой 20 сантиметров уберем и все решим. На этом слайде видно — земля кучками собрана. Но, буквально через 3 дня уровни радиации возвращались на прежнюю отметку. Через 2-3 месяца поняли - это навсегда.

 

А вот лес, на который пошел язык радиоактивных осадков после взрыва и сосны порыжели. Тот самый, «рыжий лес». Его валили вот такими машинами и зарывали в землю.

Существуют разные мнения. Может быть, не надо было ничего трогать в зоне, оставить и все. Природа гораздо умнее человека, возможно, она скорее бы справилась с радиоактивным поражением.


 

 

 

 

 

Автомашины мыли специальным химическим составом, когда они выезжали из зоны. Представьте, человек в этом плаще на жаре, постоянно подвергался радиоактивному облучению и воздействию едкой жидкости. После трех-четырех поездок на высоких уровнях металл сам начинал излучать наведенную радиацию. Отмыть ее было невозможно. Первое время, когда смывали радиоактивную пыль, вся вода уходила в землю, а по своим подземным горизонтам попадала в реку Припять, потом, естественно, в Днепр. Позже догадались рыть ямы, и укрывать их полиэтиленом. Стекающая в ямы вода не просачивалась в почву. Время от времени эту воду выкачивали и увозили.

 

Плакат – надпись на доске объявлений административно-бытового корпуса: «Отдыхайте в здании! Здесь уровень радиации ниже в 10 раз, чем на открытой территории». Мы действительно отдыхали в здании. Сейчас, когда передают по радио или телевидению сводку погоды и называют уровни радиационного фона 10-14 микрорентген в час, я вспоминаю наш лагерь. Уровни фона на его территории первое время колебались 12-18 миллирентген — в 1000 раз (!) больше нормы. На станции уровни фона поднимались иногда до 60 миллирентген.

 

Вот на слайде ученые. Так они одевались, во все белое. Интересно, что отдыхает человек сидя спиной к окну. Сидит и получает дозу через стекло. От этого никуда не скроешься. Позже все окна закрыли свинцовыми листами.

 

Лагерь, место, где мы жили, отдыхали после выездов на станцию. Я пробыл там два месяца — с третьего мая по третье июля. В автоклубе был мощный стационарный приемник (иметь при себе транзистор никому в лагере не разрешалось) и, бывало, я слышал рекомендации по киевскому радио «сегодня ветер со станции, закройте форточки, не выходите на улицу, мойте голову», что-то в этом духе, а я вспоминаю, что у нас часто не было воды, чтобы помыться.

 

 

Уральский народный хор 9 мая приехал в лагерь давать концерт. Трогательный момент.
В первое время и психологически и физически адекватно воспринимать происходившее вокруг было очень тяжело. Я почти автоматически начал делать наброски, рисовал окружавших меня людей. Для меня это было с одной стороны внутренней потребностью, с другой, психологической разгрузкой, возможностью отвлечься, снять напряжение.

 

 

Со временем, я приспособился, стал рисовать углем и сангиной большие портреты. Как начальнику клуба, это нужно было мне для «доски почета», которую командиром было поручено соорудить в лагере. Мне позировали люди, которые чем-то отличились, что то совершили героическое работая на станции. Когда портретов набралось штук 20, их повесили при входе в лагерь на грубо сколоченной деревянной конструкции. В это время в лагерь случайно наведался фотокор газеты «Правда» из Москвы. В этот день я не ездил на станцию. Он как раз застал меня за рисованием, таким мирным занятием, среди всеобщего напряжения… очень удивился, сфотографировал. Может быть потому, что снимать и показывать-то народу ничего особенно и нельзя было - военная цензура, а тут сюжет: художник рисует, все спокойно... Снимок опубликовали в газете «Правда». После этого зашевелились большие командиры, генералы присылали своих адьютантов, приглашали меня рисовать их портреты.

 

 

 

 

 

 

 

Эскизы, наброски. Почти подсознательно, без определенной цели зарисовывал свои переживания на бумаге. Что интересно, уже потом, какое-то время спустя Союз художников заключил со мной договор на графическую серию о Чернобыле. И вот, когда я попытался сделать литографии и воплотить эскизы в графические листы, я вдруг понял, что ничего не смогу. Настолько сильны были ощущения там – так, как будто побывал в другом измерении и таким слабым эхом казалось мне то, что я пытался сделать потом. Я убедился: реализовать то, что ты прочувствовал в Чернобыле средствами искусства – невозможно.

Еще в июне командование приказало мне сделать выставку портретов в Киеве, в окружном доме офицеров, затем попросил Союз художников показать ее в Доме художника, а затем, осенью, в Харькове состоялась выставки портретов сделанных в Чернобыле. На ее открытие в харьковском художественном музее я пришел прямо из больничной палаты (как раз в это время меня уложили в институт радиологии. Расположен он в Харькове рядом с тем «физтехом», где впервые в Советском Союзе расщепили атом. Там, к стати, Ландау работал. Из «физтеха», облученных сотрудников прямиком через забор отправляли на реабилитацию в институт радиологии. И нас сразу после Чернобыля там пытались лечить.


 

 

Прошло пять лет. Я подумал: а что если в память о Чернобыле организовать выставку графики и плаката?. Мы написали письма самым крутым в мире дизайнерам и принтмейкерам. И что интересно, все они прислали нам свои работы. Конечно, был шок! Откровенно говоря, мы такого поворота не ожидали. На открытие приехали москвичи — Воронков, Аввакумов. Вначале это было две номинации: графика и плакат. За несколько лет у нас образовалась очень хорошая коллекция. К сожалению, в последнее время начали возникать проблемы с таможней. За получение принтов работ надо очень много платить. И мы не рискуем с графикой. Остался в номинации тиражный плакат.

Вторая выставка состоялась через три года. Не потому, что я так запланировал. Только через три года удалось отпечатать каталоги. Они получились маленькие, черно-белые, неказистые. Но для нас они очень дороги, они были первыми. И мы их разослали. Вместе с приглашениями на следующую выставку.

 

 

Десятую годовщину аварии в Чернобыле, в 1997 году мы также отмечали выставкой. К нам в Харьков впервые приехал Сергей Серов. Так мы подружились, появились международные связи.

 

В 1997-м организовалось уже международное жюри, в которое вошли Ян Райлих, Сергей Серов, Петр Банков, и другие.

 

Одна газета передала нам нераскупленный тираж в качестве спонсорского взноса. Мы долго думали, что с этим сделать, и решили реализовать тему «информационное загрязнение» в серии инсталляций из газет.

 

На четвертой триеннале была организована акция «Постричь чернобыльца», чтобы потом волосы закопать и, когда потомки через тысячу лет их обнаружат, то смогут прочитать закодированную в них информацию. Хотели меня всего раздеть и постричь «наголо», но автору акции удалось справиться только с головой. С тех пор хожу коротко стриженым.

 

 

 

 

 

Пятое триеннале – часть экспозиции в спортивном зале нашей академии. К сожалению, у нас не своего помещения. С одной стороны, очень тесно, с другой – когда попадаешь вот в такую агрессивную плакатную среду, почти физически ощущаешь энергетику плаката.

Последняя седьмая триеннале 4-й Блок состоялась два месяца назад. Впервые она проходила в одном огромном помещении. Большой выставочный комплекс «Радмир», где обычно проходят промышленные выставки, в этом году в связи с кризисом пустовал и нам отдали гигантские пространства. Как и в прошлые годы было очень мощное, представительное жюри: Владимир Чайка, Алекс Йордан, Никлаус Трокслер, Маджид Аббаси, Люба Лукова, Сергей Мишакин. В экспозиции было более тысячи плакатов. Впервые мы сделали номинацию – экология культуры.


А дальше был показ. Ярких и неравнодушных работ, острых и, порой, просто страшных. Привести его здесь целиком едва ли возможно. Продолжение показа на следующей неделе в качестве иллюстраций к интервью Пофессора Векленко. Пока вот некоторые из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С приветом,
Митя Харшак
архив статей
архив статей
на главстраницу
на главстраницу
09:38 07.08.2009 | alustba | е-почта: puzalex@gmail.com

Спасибо, за такую хорошую статью. Мы все должны помнить об этом.
14:04 16.08.2010 | CHOCO | е-почта: choco.com.ua@rambler.ru

да
Автор:
E-mail:
Мнение:
 

«NISSAN JUKE. ПОКАЖИ ХАРАКТЕР!»

Творческий конкурс на разработку графического образа имиджевого персонажа для автомобиля Nissan Juke